https://www.high-endrolex.com/22

«Бичелдеевские чтения», как хороший повод для стимулирования интереса учащихся к знаниям, творческой и профессиональной самореализации учителей

22 марта 2017 г. в Хайыраканской средней школе прошли ежегодные «Бичелдеевские чтения.

Нынешние, третьи чтения были посвящены Году Экологии в России  и Году молодежных инициатив в Республике Тыва. Чтения имеют  республиканский статус.

Учредителями данных чтений являются администрация Улуг-Хемского кожууна, управление образованием Улуг-Хемского кожууна и средние общеобразовательные школы муниципальных образований кожууна.

«Бичелдеевские чтения» проводятся по «кочующей» между школами Улуг-Хемского кожууна системе.

Идея создания этих чтений была инициирована учителями школ данного кожууна в 2015 году, в честь 65-летия их именитого земляка, общественного и политического деятеля Тувы, ученого-филолога,  окончившего с красным дипломом Монгольский Государственный университет, доктора филологических наук, академика Российской академии естественных наук (РАЕН) и  Российской академии социальных наук (РАСН), Почетного профессора ТывГУ, Почетного доктора Института истории и археологии Академии наук Монголии, ныне директора Национального музея Республики Тыва.   Каадыр-оола Алексеевича Бичелдея.

К.А. Бичелдей избирался депутатом Верховного Совета РСФСР (1990-1993 гг.), депутатом и Председателем Верховного Совета Тувинской АССР (1990-1993 гг.), депутатом и Председателем Верховного Хурала Республики Тыва (1994-1998 гг.),  членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (1995-1998 гг.), депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (2000-2003 гг.), депутатом Законодательной Палаты Республики Тыва (2003-2006 гг.), депутатом Палаты Представителей Республики Тыва (2007 г.), работал директором ТИГИ (2008-2012 гг.), министром образования Республики Тыва (2012-2015 гг.). Как отмечают улуг-хемцы, где бы ни работал Каадыр-оол Алексеевич, какой бы пост он не занимал, его мысли и дела всегда были устремлены только на созидание.

«Бичелдеевские чтения» были задуманы с целью усиления отношения учащихся к школьному обучению, изучению ими тувинского и русского языков, как основ успешного достижения высшего образования. Также привлечения внимания учащихся к научной работе, стимулирования их интереса к знаниям, чтению, книгам, научной деятельности и изданиям исследователей ТИГПИ, обучения их навыкам написания научных статей и умению разрабатывать научные темы и исследования.

Работу пленарной части чтений открыл Р.М. Чудаан-оол – председатель администрации Улуг-Хемского кожууна. Высказав слова приветствия, обращенные ко всем участникам и гостям, он высоко оценил роль «Бичелдеевских чтений» для учащихся и учителей республики. Пожелав им успешной работы, Р.М. Чудаан-оол в своей речи подчеркнул, что «Бичелдеевские чтения» становятся настоящим событием, происходящим на территории кожууна и замечательной традицией. Он напутствовал учащихся школ республики, чтобы они взращивали в себе сильные устремления на получение высшего образования. Также он их призвал в дальнейшем обучаться в аспирантурах, докторантурах и защищать, каждый по своей специальности, кандидатские и докторские диссертации. Тем самым становились успешными учеными по примеру Каадыр-оола Алексеевича.

Председатель администрации сумона Хайыракан И.В. Шойнуу, также горячо приветствовал участников чтений. Он подчеркнул, что жители сумона, учительский состав школы и ученики очень рады гостям, и понимают всю ответственность, возложенную на них по проведению в этом году в сумоне Хайыракан очередных «Бичелдеевских чтений».

Начальник Управления образованием кожууна Л.М. Норбу во время своего выступления коротко ознакомила присутствующих предысторией, а также целями и задачами чтений. По ее словам, «Бичелдеевские чтения» оправдали свою полезность,  как для учителей, так и учащихся. За три года заметно увеличилось количество школьников, изъявивших желание заниматься исследовательской работой, будь это изучение белых пятен родного края, или научная разработка по какой-то другой тематике. Начальник управления с удовольствием отметила, что «Бичелдеевские чтения» являются очень хорошим подспорьем для учащихся при выборе их будущей профессии в рамках губернаторского проекта об обязательном достижении высшего образования.

 

Учащиеся школ приняли участие в следующих секциях:

-Тувинская  филология. Писатели – юбиляры тувинской литературы.

-Год экологии в России: экология здоровья, особо охраняемые территории Тувы,

   экологические проблемы Тувы, экологический туризм.

-Год молодёжных инициатив в Туве: мозговой штурм: «Моя жизненная позиция».

-История школы и села: 80 лет назад Указом Малого Хурала ТНР присвоен статус

   городам – Кызылу, Турану, Шагонару, Чадану.

 -К.А. Бичелдей – ученый, политик и общественный деятель.

            В  работе третьих «Бичелдеевских чтений» изъявили желание принять участие достаточное количество учителей из разных школ республики. По этой причине выявилось и другое направление чтений, а именно, как «педагогические чтения».

В связи с этим, учителя школ имели возможность представить свои проекты на следующих секциях:

-Экологическая культура и образование.

 -Дошкольное образование в современных условиях: опыт и перспективы.

 -Роль книги в духовном и нравственном воспитании личности ребенка.

 -Изучение истории школы и села как фактор воспитания детей и молодежи.

 -Методика обучения и воспитания в преподавании тувинского языка и литературы: традиции и инновации.

-Традиции и инновации в преподавании русского языка и литературы в национальной школе.

-Тувинская  филология. Писатели – юбиляры тувинской литературы.

-Этнопедагогические традиции и этнические ценности воспитания.

В работе чтений приняли участие и научные сотрудники ТИГПИ.  Заведующий отделом маркетинга, международных, межрегиональных связей У.П. Бичелдей выступила экспертом в секциях: «К.А. Бичелдей – ученый, политик и общественный деятель», «Роль книги в духовном и нравственном воспитании личности ребенка», «Дошкольное образование в современных условиях: опыт и перспективы».

  Председателем секции «Тувинская филология» была назначена заведующая сектором тувинского языка, кандидат филологических наук Н.Ч. Серээдар.

Молодые научные сотрудники: научный сотрудник сектора этнографии А.М. Монгуш, научный сотрудник сектора истории, председатель Совета молодых специалистов ТИГПИ А.А. Асонычев, научный сотрудник сектора языка С.Д. Саая и научный сотрудник сектора археологии А.И. Шойнуу приняли самое активное участие в работе чтений. Они внесли свою лепту, как непосредственно в работу чтений, так и в дело популяризации научных знаний и научной работы в целом, в качестве экспертов и консультантов в следующих секциях: «История села и школы», «Тувинская филология», «Этнопедагогические традиции и этнические ценности воспитания» «Год молодёжных инициатив в Туве: мозговой штурм», «Моя жизненная позиция».

Общаясь с молодыми исследователями ТИГПИ, учащиеся школ республики  лично убедились в том, что залогом успешного окончания школы является реальный шанс поступления в ВУЗ. После окончания высшего учебного заведения, также как эти молодые исследователи, уже выбравшие свой жизненный путь, у них появляется возможность поступить на работу в научные учреждения, и тем самым, войти в особый мир людей, увлеченных наукой.

Среди педагогов, принявших участие в работе «Бичелдеевских чтений», было много воспитателей из детских садов республики, которые непосредственно занимаются воспитанием и обучением детишек с 2 и более лет, формированием их речи и мышления.

По их выводу, крайне необходимой является работа по срочному изданию   тувинских сказок малого формата с богатой иллюстрацией, причем, с большим шрифтом для удобства маленьких читателей.  Как утверждают учителя, работающие воспитателями, это важно для обучения детей с малых лет родному языку и основам традиционной культуры своего народа.

По мнению научного сотрудника, к.филол.наук, завсектора тувинского языка ТИГПИ Серээдар Надежды Чылбаковны чтения прошли на высоком уровне. Она подчеркнула, что с каждым годом уровень научных работ становится все лучше и лучше.

Научный сотрудник сектора языка Саая Саян выразил свое мнение следующими словами: «Бичелдеевские чтения» были организованны на достаточно хорошем уровне. Было заметно, что учредители и организаторы чтений – руководство кожууна, села и школы к этой работе подошли со всей ответственностью. На секции, где я был экспертом,  участвовало 17 человек. Маленький недостаток этой секции состоял в том, что некоторые доклады не относились к проблемам языка. Было отрадно видеть, что на конференцию съехались  представители из дальних кожуунов. Это является свидетельством того, что «Бичелдеевские чтения»  являются престижной и интересной конференцией».

Поделился своими впечатлениями и научный сотрудник сектора этнографии Монгуш Артыш: «Конференция прошла на высоком уровне. Много полезного, нового и интересного для своей работы можно было почерпнуть из выступлений, как учителей, так и детей.   На секции «Этнопедагогика» для меня было важно услышать аспекты практической деятельности.  В очередной раз наши педагоги показали высокий уровень исследовательских и практических работ. Я думаю, именно на наших заинтересованных педагогах, которые работают в кожуунах, держится образование, культура и популяризация науки среди учащихся. Желаю дальнейших успехов учредителям, организаторам и участникам  «Бичелдеевских чтений!».

За весь период работы чтений, Каадыр-оол Алексеевич совместно с А.А. Асонычевым проводили мастер-класс по игре «Буга шыдыраа» (в переводе на русский язык – «Оленьи шахматы», у которых название произошло от слова «бух» – «олень»). Желающих, понять суть игры и поиграть партию с именитым ученым, среди школьников было – хоть отбавляй.

Всего на чтения приехало 237 участников из 11 кожуунов республики. 

Несмотря на дальнее расстояние, с целью принять участие в работе «Бичелдеевских чтений» приехали учащиеся и педагоги, даже из таких далеких кожуунов, как Тоджинский, Монгун-Тайгинский и Бай-Тайгинский.

Участники чтений думали и говорили, возможно, о разном. Каждый по своему, с учетом их жизненного опыта, уровня образования и багажа знаний. Но все они остались едины в одном. В необходимости неустанного труда на поприще обучения, в необходимости ежедневного прочтения, хотя бы, по одной странице, быть начитанными, подкованными в разных областях знаний. Все остались убежденными в том, что, не читая книг, люди ограничивают свое развитие. Если человек стремиться к знаниям, то жизнь его становиться намного интереснее и ярче.

Учителя, выступившие с докладами во время чтений, подчеркивали, что данная конференция служит инструментом, способствующим обучать учеников  рефлексии, пробуждать у них стремление докопаться до истины изучаемого вопроса, быть ответственными за качество, содержание собственной научной работы.

«Бичелдеевские чтения», действительно, призваны оказывать содействие развитию или созданию условий для творческой самореализации, как учителей, так и учеников школ республики,  профессиональному самоопределению учащихся.

Наиболее отличившиеся участники чтений были награждены почетными грамотами, ценными подарками и денежными призами. 

В заключительном слове К.А. Бичелдей поблагодарил всех участников за интересные выступления и пожелал всем новых успехов и творческих поисков.

Научный сотрудник сектора археологии

А.И. Шойнуу

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply