Научный интерес к шаманизму не угасает

17 июня 2016 г. ученые сектора этнографии Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований провели встречу с Оливье Талле – представителем Международного агентства по сотрудничеству с Россией, Украиной и странами Южной и Центральной Азии, который находится в Туве. Как оказалось, в Туву его привел научный интерес к шаманизму.

Его интересовало что такое шаманизм? Какое влияние на шаманизм оказала советская власть? Затронула ли шаманизм, существовавшая в то время, идеология искоренения религии? Каким образом происходило возрождение нового шаманизма? Что такое неошаманизм? В чем отличие старого шаманизма от неошаманизма? Какое отношение к шаманам в настоящее время? Почему люди обращаются к шаманам? Как люди становятся шаманами? Как в Туве сосуществуют шаманизм и буддизм? Есть ли противоречия между ними? Какие отношения между ламами и шаманами? Какой тип буддизма больше исповедуют тувинские ламы? Проводятся ли в Туве медитации?

Эти вопросы не столь просты. Попытки найти на них ответы предпринимают многие ученые. Ясно одно: шаманизм – одна из ранних форм религии, основанная на вере, что каждый весомый природный объект имеет свой дух (хозяина). Вера в существование духов свойственна в той или иной степени всем религиям – от первобытных до мировых. Но шаманизм отличает от других религий то, что служителям культа – шаманам приписывается сверхъестественная способность в состоянии экстаза вступать в непосредственное общение с духами и воздействовать на них. Принято считать, что шаманизм связывается с дикими религиозными ритуалами, камланием, заговорами, различными магическими действиями, наводившими суеверный страх на доверчивых людей.

Зав. сектором – Донгак С.Ч.: «Шаманские традиции – это источник древних знаний, которые письменно не были зафиксированы, а передаются из уст в уста, от поколения к поколению. Знания эти вполне могут быть полезны. Если говорить о настоящем времени, то в Туве молодые больше исповедуют буддизм. И вообще Тува – это буддийская республика. Даже официально».

Монгуш Б.Б. – научный сотрудник сектора этнографии рассказал, что раньше шаманов было мало, на определённой территории был главный шаман. Настоящие шаманы на одной территории ужиться не могли. В настоящее время территориальное разделение отсутствует. Шаманов стало много. К шаманизму в настоящее время молодежь относится скептически. Как правило, к любой религии люди обращаются за утешением. Сотрудники отдела этнографии подробно ответили на все вопросы гостя.


Сотрудник Отдела маркетинга и коммуникаций

Сандакпан В.В.

Поделиться ссылкой:

Онлайн-школа тувинского языка

75 лет победы в великой отечественной войне

Полезные ссылки

Leave a Reply