https://www.high-endrolex.com/22

Самый молодой академик в истории АН Монголии

11 января 2020 г. вышел Указ Главы Республики Тыва о присвоении Почетного звания «Заслуженный деятель науки Республики Тыва» академику АН Монголии, директору Института истории АН Монголии, Генеральному секретарю Международной Ассоциации монголоведения, Сампилдондову Чулууну, который стал третьим ученым из Монголии после директора Баян-Олгийского социально-экономического научного центра АН Монголии, доктора (Ph.D) Гагаа Золбаяра и профессора Лувсандамбын Дашняма, Президента Академии монгольских традиций,  удостоившимся высокого звания  нашей республики. В настоящее С. Чулуун  – самый молодой академик за всю историю Академии наук Монголии равно также самый молодой обладатель звания Заслуженный деятель науки Тувы.  Искренне радуясь за молодого коллегу, мы поздравляем его с присвоением высокого звания, которого он,  несомненно, заслужил.

         Интересно вместе с тем проследить научно-творческий путь молодого человека, который  успел за короткий промежуток времени достичь таких ошеломляющих успехов. Хар Адуутан Сампилдондовын Чулуун родился в 1977 г. в  Центральном аймаке Монголии в семье чабанов-табунщиков. В 1995-1999 гг. учился на факультете общественных наук Монгольского государственного университета, закончив учебу, как бакалавр по специальности преподаватель истории, сразу поступил в магистратуру, которую окончил в 2001 г., защитив магистерскую степень. В 2001-2004 гг. продолжив учебу в аспирантуре Московского государственного педагогического университета, защитил кандидатскую диссертацию на тему «История социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов Монголии (в XVIII – начале XX вв.)» и поступил на работу в Институт истории АН Монголии. С 2004  г. также  вел преподавательскую деятельность на истфаке МонГУ, а с 2006 г. стал  директором Государственного торгово-промышленного института, в 2009 г. – Ученым секретарем  Института общественных наук Монгольского госуниверситета, а в 2010 г. С. Чулууну было присвоено звание профессора и он был назначен директором Института истории АН Монголии.

         В  мае 2010 г. тогдашний директор ТИГИ, доктор филологических наук, академик РАЕН и РАСН К.А. Бичелдей  в ходе рабочей командировки в Улан-Батор подписал соглашения о развитии научных  связей между ТИГИ и рядом академических институтов Монголии, в том числе и с Институтом истории АНМ. В результате этого С. Чулуун впервые приехал в Туву в 2010 г. вместе со своим учеником, научным сотрудником ИИ АН Монголии этнографом Батолзий Баатархуу на Международную конференцию, посвященную юбилею Тувинской письменности. Так зародилось взаимовыгодное сотрудничество, вылившееся в конкретные результаты  в виде успешных проектов и мероприятий. Это такие события: как первая тувинско-монгольская экспедиция в Эрзинский кожуун Республики Тыва с целью изучения особенностей традиционной культуры монголоязычного населения Эрзина (июнь 2011) и вторая монголо-тувинская экспедиция в Завхан и Увс аймаки Монголии (июль-август 2012), а также комплексные экспедиции по Международному проекту РГНФ-Министерства образования и науки Монголии “Этнокультурные контакты народов Саяно-Алтая и Западной Монголии” (авторы-руководители А.С.Донгак и С. Чулуун) в Эрзинский и Тере-Хольский кожууны Тувы и Хувсугульский, Завхан, Увс аймаки Монголии (2014); участие тувинских и монгольских ученых в различных конференциях в Туве и Монголии, организованных АН Монголии (с 2010 г. тувинские исследователи участвовали в более чем 50 различных конференциях в Монголии, включая, один из самых престижных научных форумов в мире –  Международном конгрессе монголоведов в 2011 и 2016 гг.,  свою очередь, монгольские ученые также стали чаще приезжать в Туву для участия в конференциях); опубликованные книги (4 тома «Собраний архивных документов по истории Тувы» (факсимиле  архивных материалов по истории тувинско-монгольских отношений с 1)- плод труда научных сотрудников ИИ АНМ и ТИГПИ в течение в 5 лет, которые в настоящее время уже превратились в библиографическую редкость. Ученые-историки различных стран  хотели бы заполучить эти тома, но их в продаже уже нет, ни в Монголии, ни в Туве), коллективной монографии научных сотрудников ныне упраздненного сектора монголоведения ТИГПИ и ИИ АНМ под названием «Локальные особенности традиционной культуры жителей Эрзина».  – [Красноярск, 2018. – 392 c.], написанной на основе полевых материалов тувинско-монгольской экспедиции, состоявшейся в 2011 г. в Эрзинский кожуун РТ), организация стажировок научных сотрудников (А.А. Самдан и А.С. Донгак в ИИ АН Монголии и Б.Баатархуу в ТИГПИ).

          Если перечислять все заслуги и достижения академика С. Чулууна, то  не хватит формата публикации, но попытаемся остановиться на наиболее значимых сторонах его личности. Основные направления научно-исследовательской деятельности С. Чулууна – это история Монголии в период Цинской империи, история развития Монгольской государственности, история монголо-российских отношений XVII в., историческая этнография,  этногенез монголов, источниковедение, архивные материалы по истории Монгольского государства  в начале XX в., неизвестные страницы жизни и деятельности общественных, политических и культурных деятелей Монголии, археологических памятников страны.

         С. Чулуун работал также в качестве  приглашенного профессора в заграничных научно-академических учреждениях: 2008-2011 гг. на кафедре по изучению Внутренней Азии Кембриджского университета  Великобритании и Северной Ирландии, а в 2012-2013 гг. в Национальном этнографическом музее г. Осака Японии.

         С. Чулуун также несет следующие общественно-академические нагрузки:

  1. Исполнительный директор Общества историков Монголии (2013);
  2. Член редакционной коллегии журнала «Inner Asia» Кембриджского университета (2011);
  3. член Международного союза историков (2011);
  4. Руководитель Монголо-корейского историко-археологического общества (2011);
  5. Заместитель Диссертационного Совета по защите кандидатских диссертаций (Ph.D) (2010);
  6. Исполнительный директор Союза молодых ученых по общественным наукам;
  7. Член редакционной коллегии журнала «Вестник института истории» СО РАН;
  8. Председатель редакционной коллегии периодических изданий АН Монголии «Monumenta Historica», «Studia Historica», «Studia Ethnolica»;
  9. Член Консультационного совета Международной Ассоциации монголоведения;
  10. Генеральный секретарь Международной Ассоциации монголоведения (2016);
  11. Советник Президента Монголии по развитию монголоведческих исследований в мире (2017).

С. Чулуун награжден следующими наградами:

  1. имени Уэтэрворда за лучшую научно-исследовательскую работу (2012);
  2. Почетной медалью труда за лучшую научно-исследовательскую работу (2011);
  3. Награда за лучшую научную работу (2011);
  4. обладатель Почетного звания Лучший работник АН Монголии (2011);
  5. Лучший преподаватель Монгольского госуниверситета (2010);
  6. Орденом Чингунжава (2010)
  7. Победитель конкурса «Лучший молодой ученый» (2009).

            За время руководства Институтом истории АНМ академик С. Чулуун провел большое количество научных конференций, семинаров, экспедиций и других мероприятий. Под его научным руководством были защищены кандидатские диссертации  (Ph.D) аспирантов – Н. Ганбата «Вопросы истории и этнографии торгутов Монголии» (2013), Д. Баярсайхана «Источники по истории Монголии XVIII в» (2013), Б. Баатархуу «Историко-этнографическое исследование тувинцев Монголии» (2012).

            Много времени С.Чулуун посвятил изучению истории Алтан-ханов – князей, правившими над хотогойтами (Алтан-хан (1507-1582), внук Даян-хана, занимавшего престол всемонгольского хана в период феодальной раздробленности между монгольскими княжествами в XVI в. правитель правового крыла, один из поборников единой Монгольской государственности) введению в научный оборот большого количества архивных материалов – важных источников по истории Монголии, посвященных истории хотогойтских племен, работая в архивах России, Монголии, Китая и Японии.   Заслуга С. Чулууна как историка заключалась также в том, что он по-новому взглянул на многие страницы или на ранее общепринятые положения истории Монголии, в том числе и на вопросы международного положения, внешнеполитических и внешне экономических связей Монголии.

             При личном общении с академиком С.Чулууном, помимо его глубокого ума, образованности, организаторского, руководящего  таланта, потрясающего чувство юмора  и удивительной, непоколебимой харизмы,  поражаешься его целеустремленности, трудоспособности и умению наладить общение с самыми различными людьми – подчиненными, учеными разных стран и народом, простыми скотоводами-кочевниками, информантами-носителями истории и традиционной культуры.

            Мы убедились в этом сами во время совместной экспедиции в Эрзинский кожуун в 2014 г., будучи руководителем проекта с российской стороны (а Чулуун дарга был руководителем с монгольской стороны) в селе Нарын,  я решила непременно познакомить его с не менее удивительным человеком – Балдирмой Базыровной Самдан – кладезем традиционной культуры, носительницей монгольского языка, очень умным человеком. Это было настоящим счастливым моментом нашей экспедиции. Эти два человека – оба обладающие мощной харизмой, не могли наговориться. Чулуун, обрадовавшись, что наша Балдирмаа эгчээ, чисто владеет монгольским языком (причем, по его замечанию, это был халхасский диалект), решил, что мы останемся в Нарыне на еще один день, чем ранее было запланировано, хотя конечной целью нашей экспедиции был Кунгуртуг, нам пришлось остаться в Нарыне. А Балдирмаа Базыровна любезно предложила всей нашей команде из 8 человек расположиться у нее дома. Наши диктофоны все время записывали ее рассказ и на тувинском, и монгольском языках, а на следующий день Балдирмаа Базыровна провела экскурсию по окрестностям села и все рассказывала и рассказывала и сама варила нам чай, суп и угощала нас вареньем собственного изготовления. Великолепный рассказчик, Чулуун дарга, все время увлекал нас своими рассказами – о своем детстве, своих бабушке и дедушке и случаях из своей жизни. Наш экспедиционный УАЗ-ик постоянно взрывался от хохота и длинная дорога становилась короче…

       С. Чулуун, придя  директором в ИИ АНМ, понимал, что для решения глобальных проблем развития не только академической науки, но и всей страны необходимо кардинально изменить  кадровую политику  и обеспечить приток молодежи в науку, и потому поставил цель, что «в течение 5 лет 10 молодых людей должны выучиться в аспирантурах  разных зарубежных стран и защититься». В настоящее время,  его смелая идея воплотилась в реальность – все его ученики сумели защитить ученую степень в Японии, России, Польше, Китае, Германии и других странах на иностранных языках. Он рассказал забавную историю об одном молодом человеке. Как-то он был в городе Хархорин и зашел в местный музей и встретил там своего бывшего студента в бытность преподавателем МонГУ, парня очень способного и трудолюбивого. Ему захотелось уговорить его поступить на работу к ним в институт, но тот никак не подавался на предложение переехать в Улан-Батор, ссылаясь на семью и родителей, которые проживали в Хархорине. Тут Чулуун дарга проделал хитрый ход, чтобы заполучить его в свой институт. Он пошел к директору музея и наговорил на того парня, что тот такой-секой, лентяй, бездарь и тому подобное. Вскоре он узнал, что директор музея уволил парня за какие-то незначительные нарушения и тот остался без работы. Тут Чулуун дарга обрадовался, и  немедленно разыскал его и оформил научным сотрудником в свой институт. Вскоре парень  стал аспирантом и начал писать диссертацию о казахах Монголии. В 2015 г. во время нашей экспедиции к урянхайцам в Баян-Олгий аймаке, мы встретили Гонгоржава (так его звали) в городе Олгие, куда он был направлен  на годичную командировку вместе с женой и десятимесячным сыном с целью сбора материала для диссертации по традиционной культуре казахов и изучения казахского языка.

         Еще одним примечательным явлением организации работы в Академии наук Монголии было то, что  в научных институтах при ведении экспедиционно-полевой работы придерживаются методологии «вживания в среду».  Данная методика давно апробирована  у западных ученых, при которой исследователи, чтобы собрать материал по традиционной культуре, должны длительное время проживать вместе  с семьей кочевника в юрте (от трех до шести месяцев) и наравне с хозяевами пасти скот, доить коров, яков, ходить за водой, и таким образом, делать всю домашнюю работу и наблюдать культуру жизни, быт, обычаи, традиции и менталитет народа «изнутри».  И потому научные сотрудники ведут очень активную полевую работу, экспедиции проводятся круглогодично, невзирая на осень, зиму, весну или лето. Это касается особенно этнографов и археологов. Археологи ведут раскопки с ранней весны до появления снега. А что касается этнографов, то традиционная культура, уклад жизни народа идут каждый день без сезонного отдыха. Например, чтобы писать о том, как празднуются «Цагаан сар» (Шагаа) зимой  или Наадом летом в среде народностей Монголии, научных сотрудников отправляют в различные части страны, чтобы они могли вести наблюдения и собирать материал об этапах подготовки к новому году по Лунному календарю непосредственно рядом с носителями культуры. Сидеть над архивными материалами, собранными много лет назад предыдущими исследователями,  тоже не возбраняется, но все же со временем и уклад жизнь, и традиции  меняются, потому важно наблюдать за трансформацией  культуры кочевников в век глобализации.

         Самое главное достижение С. Чулууна как директора, руководителя, заключается в том, что он поднял престиж научного труда среди своих сверстников, молодежи, которая идет за ним. В Монголии быть образованным, знать иностранные языки, заниматься наукой – традиционно очень престижно и почетно (монгольская наука и литература зародилась еще в средневековье и оттуда идет такая традиция),  потому многие молодые люди мечтают поступить в аспирантуру и связать судьбу с наукой и преподавательской деятельностью. В свое время активная жизненная позиция монгольских ученых и старшего, и младшего поколений, в том числе лично и С. Чулууна, помогла им отстоять академическую систему, сохранить Академию наук Монголии, созданную почти на заре современной монгольской государственности, после победы Народно-освободительной революции 1921 года. Когда у нас в России началась компания по упразднению Академии наук, то руководство страны решило пойти по пути России и решило пойти на объединение (т.е. на фактическое уничтожение) их с образовательными учреждениями (университетами), то вся Академия наук (все академики во главе с Президентом АН, профессора, научные сотрудники и технический персонал)  коллективно вышла на акцию протеста перед Домом правительства с белыми повязками на голове с надписью «Без науки будем отсталыми монголами» и сумели сохранить свою Академию наук. В течение мирной акции ученых на морозе, парламент и другое руководство в результате двухчасовых консультаций с делегацией ученых пришли к решению – «Академию наук Монголии сохранить, ей быть как самостоятельной структуре!». В этом тоже есть заслуга будущего молодого академика С. Чулууна.

         Желаем нашему уважаемому молодому коллеге, «номын анд» («побратим по книгам»), как сам Чулуун дарга называет нас, желаем крепкого здоровья, семейного благополучия, счастья и новых творческих успехов в будущем! Мы верим, что его ожидает блестящее будущее.

В.нс. сектора фольклора, к.ф.н. А.С. Донгак 

  

Поделиться ссылкой: