Традиция гостеприимства у тувинцев

Сегодня, 21 октября 2016 г. Тувинским институтом гуманитарных и прикладных социально – экономических исследований проведен круглый стол на тему «Традиция гостеприимства у тувинцев».

Указом Главы Республики Тыва Шолбана Валерьевича Кара-оола 2016 год объявлен Годом тувинского гостеприимства.

Экономическое и технологическое развитие, расширение деятельности транснациональных корпораций, информатизация мирового сообщества, современный транспорт – ускоряют внутренние и внешние миграции. В то же время, не каждый из нас умеет быть гостеприимным хозяином, и не каждый – интересным и желанным гостем. Беспрецедентное миграционное давление со стороны одних государств и регионов на другие является следствием растущей поляризации мира на бедные и богатые страны.

В условиях усиливающейся глобализации, геополитического противоборства сверхдержав,  поиск путей сохранения своей самобытности  и возрождение выстраданного веками духовного опыта, качеств и свойств, определявших некогда дух малого народа, его ментальность, образ жизни в целом становится актуальным.  Нет сомнения, что объявленный Год тувинского гостеприимства позволит  возродить утраченные традиции.  

Коллективная работа в форме  круглого стола, в котором участвовали   разные специалисты, в том числе  этнографы, лингвисты, историки, философы позволит докопаться до истинных причин угасания традиционной культуры и генетической памяти.

Гостеприимство – универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте,  сочетание благородства, щедрости и уважения к людям.   Издавна в традиционной культуре тувинцев обычаи и обряды, связанные с гостеприимством занимали важное место.  

На круглом столе речь шла  не только о  традициях, которые, очевидно, следует поддерживать, чтобы сохранить этнос, но и об экономико-социальных мерах, способствовавших ранее сохранению тувинского народа. О традиции,  которая предполагает беспредельную ответственность гостеприимного хозяина, а также ответственность гостя перед хозяином.

Участники круглого стола отмечали, что ученые ТИГПИ сегодня  снова обращаются к традиционным источникам устного народного творчества, снова погружаются в научный архив для того, чтобы изучив традиционный этикет, попытаться нащупать почву для дальнейшего культурного развития .

В  государственной общественно-политической системе именно  сотрудники ТНИИЯЛИ ныне ТИГПИ, благодаря фундаментальной исторической, филологической, философской работе, заложили прочную мировоззренческую основу, которая сегодня служит культурному развитию тувинского этноса.  Материалы экспедиций ученых ТНИИЯЛИ, сохранившиеся в научном архиве института, а также современные гуманитарные исследования  позволяют сегодня вернуться вновь к осмыслению предшествующего духовного опыта.  Интеллектуальная элита Тувы формировала и  формирует культурные идеалы, обеспечивающие условия полноценного развития тувинского этноса.

Так, Светлана Чондан-ооловна Донгак,  кандидат исторических наук, зав. сектором этнографии  Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований отметила, как и любые традиции, гостеприимство у тувинцев  сформировалось под влиянием определенных обстоятельств. Одними из них являлись общие работы, как взбивание войлока, очищение оросительного канала или уборка урожая,  возведение  хозяйственных построек, а иногда даже и перекочевки. При их выполнении хозяева должны были привлечь дополнительную силу из соседних хозяйств, поэтому должны были заранее подготовить продукты питания  и оказать  достаточную щедрость и гостеприимство. В основе гостеприимства, таким образом, изначально лежали хозяйственные т.е. экономические причины.

Со временем кочевниками были выработаны неписаные правила гостеприимства, при этом этикет принимал более системный и устойчивый характер. Так, хозяева непременно должны были приготовить лучшие части всех видов пищи, что было не просто благодарностью за оказываемую помощь, но и вниманием и уважением к своим гостям. При коллективной работе особо строгих правил не придерживались, однако самому старшему человеку в любом случае подавались лучшие части еды.

Строгого этикета при подаче еды придерживались в отношении гостей, зашедших в юрту. У тувинцев это в свое время отмечал Е.К. Яковлев: «…у тувинцев соблюдается строго установленный церемониал подавания пищи, и преступившего порядок тут же нещадно бьют, учат почтению к гостям и старшим. Первому, самому почетному гостю подносится ужа, т.е. задняя часть барана с хвостовой частью; такой кусок – фунтов в 20 должен подноситься, обязательно концом курдюка к гостю, и поступает в его полное распоряжение; хочет, он тут же делит его между присутствующими, хочет, увозит домой к себе».  Это касалось подачи мясных блюд, однако начало любого угощения у тувинцев начиналось с подачи молочного чая, молочных продуктов и растительной пищи, и только затем уже мяса.

Другим обстоятельством формирования гостеприимства у кочевников являлся их образ жизни. Аалы тувинцев, из-за особенностей ведения кочевого хозяйства, находились в относительном удалении друг от друга (от 2-3 и более км.), поэтому видеть гостя у себя для них было своего рода событием. Гостей можно разделить на: во-первых, ближайших соседей, часто заходящих в юрту;  во-вторых,  путника;  в-третьих, человека, прибывшего погостить или высокопоставленное лицо. Здесь также был выработан своеобразный этикет, как со стороны гостя, так и хозяев. Ближайший сосед становился своим человеком, поэтому особого этикета по отношению к нему не придерживались, тем не менее, он сам всегда проходил на левую от двери, т.е. гостевую часть юрты и ему всегда наливали чай. Любой другой человек, при приближении к аалу, должен был подать о себе каким-либо звуковым знаком – кашлем, возгласом и т.д. Путник при этом мог не иметь при себе никаких гостинцев, поскольку мог просто находиться в поисках пропавшего скота, другой хозяйственной необходимости или любой другой причине. Однако отношение хозяев к нему в любом случае было всегда радушным. Это также исходило из образа жизни кочевников, когда определенный круг людей, как правило, родственников, находились достаточное время в одном пространстве и прибытие любого человека для них было не просто общением, но и получением информации о внешнем мире, а возможно и каких-то знаний. К примеру, знания могли быть получены от старого человека, наделенного жизненным опытом, странствующего монаха (бадарчы лама) или сказителя и т.д. 

Здесь следует отметить традиции приветствия у тувинцев. Как и у всех народов мира, они также были сформированы в течение многих веков и, приветствие, как таковое, было явлением, свидетельствующим не только об адаптированности человека в данном сообществе, но и его открытости к людям, миру, в целом. У тувинцев были выработаны определенные правила приветствия, особенно при редкой встрече или высокопоставленного лица, и особенно на новогоднем празднике Шагаа. В узком значении, приветствие, во-первых, выражало радость от встречи с человеком; во-вторых, отражало доброжелательность по отношению  к нему. Первым здоровался гость, примерно следующими словами: «Амыр-менди-ле бе?», что обозначало «Спокойно ли, мирно ли [у вас]?». После ответа «Амыр, амыр» (Спокойно, мирно), следовал встречный вопрос: «Силерде амыргын бе?» – «Мирно ли у вас?».  Далее разговор должны были поддерживать хозяева, давая гостю понять, что ему рады и общению с ним готовы. Это также были знаки гостеприимства со стороны хозяев. Знаком доброго отношения гостя к хозяевам, было подношение им первым курительной трубки, которой он предварительно делал первую затяжку. Хозяин, также сделав затяжку, возвращал ее гостю. 

При всем радушии, встречи у тувинцев внешне были спокойными, эмоционально сдержанными. При общении, как гости, так и хозяева также придерживались определенных правил. Так, разговор у тувинцев в целом всегда носил нейтральный характер, никогда не шло прямых расспросов о человеке самом, его здоровье, семье и т.д. Это также был сложившийся в течение тысячелетий этикет, не ставивший человека в неудобное для него положение. Именно по этой причине, традиционные тувинцы были очень деликатными людьми. Так же тактично вел себя гость по отношению к хозяевам. Независимо от ранга гостя, у тувинцев, как впрочем, и у других кочевых народов, дети не должны были слушать разговоры взрослых людей, а должны были покинуть юрту. Этим самым кочевники воспитывали детей быть деликатными, не обсуждать и не осуждать жизнь других людей, в целом быть сдержанными на язык, порядочными людьми. Однако если это были сказки или буддийские притчи, то детей, наоборот, звали послушать их.

Следует отметить, что это были традиции кочевников, основанные на хозяйственных нуждах и человеческих отношениях, однако, здесь имели место и другие факторы, в частности, забота со стороны официальных властей, которые, впрочем, также были основаны на эмпирических знаниях.

Так, существовали негласные правила, когда богатые люди принимали под свою опеку обнищавших людей, пусть и содержали их в качестве рабочей силы, т.е. кормили их, давали приют и тем самым, оказывали своеобразное гостеприимство. Один из таких случаев также описан В.И. Дуловым: «…подобный случай зафиксирован Черненковым, который говорит о том, что во время голода 1897 г. Чула мээрен …роздал безвозмездно более половины своего скота голодающему населению».

Не умаляя в данном случае человеческого фактора, можно сказать, что за такими фактами могли скрываться и экономические интересы. Так, крупным скотовладельцам было невыгодно держать при себе людей, не имевших своего скота или своего кочевья, поскольку хозяйский скот во многих случаях, содержался именно на землях подчиненных им людей, поэтому им гораздо было выгоднее помочь людям один раз в такой момент. Тем не менее, как писал Е.К. Яковлев: «Сойот не может быть голоден, если рядом другой сыт…»

Относительно такой взаимопомощи, следует сказать, что существовали и официальные указания. Так, согласно маньчжурским порядкам, чиновники несли полную ответственность за состояние людей в подчиненных им землях. Об этом свидетельствует, к примеру, документ, хранящийся в Государственном архиве РТ: «Ввиду падежа скота, вызванного неурожаем прошлого и обильным снегом этого года, чиновникам всех рангов приказывается, чтобы в сумонах своего подчинения, каждый [человек] был взят под контроль властей. Предупреждается, что чиновники, не выполнившие данный указ, понесут тяжелое наказание».  Эти моменты в целом, свидетельствуют о нормах, существовавших в кочевых обществах, когда забота о других и, таким образом, своеобразные традиции гостеприимства основывалась и на таком уровне.

Таким образом, гостеприимство тувинцев, основанное на разных аспектах – хозяйственном, человеческом, религиозном, государственном уровне – являлось социальным явлением, способствовавшим,  не только ведению хозяйства и выживанию людей, но и вносившим гармонию в тувинское кочевое общество.

Поделиться ссылкой:

Онлайн-школа тувинского языка

75 лет победы в великой отечественной войне

Полезные ссылки

Leave a Reply