https://www.high-endrolex.com/22

Вышел в свет № 1 за 2017 год журнала «Новые исследования Тувы»

Уважаемые читатели, коллеги! Рады представить вам новый номер нашего журнала — № 1 за 2017 год, посвященный теме «Субэтнические группы тувинцев: вехи истории и современность» https://nit.tuva.asia/nit/issue/view/33

Статья главного редактора журнала Ч. К. Ламажаа (Московский гуманитарный университет» «Проблемы определения и изучения субэтнических групп тувинцев» носит проблемно-постановочный характер и включает в себя обзор наиболее значительных научных работ по субэтническим группам тувинцев. Как утверждает автор, проблематика субэтнической дифференциации, локальных этнических групп как составных частей этносов продолжает дискутироваться в российской этнографии, этнологии несколько десятилетий. В том числе есть разные трактовки понятия «субэтническая группа», ее характерных черт. В данной работе субэтническая группа рассматривается как общность людей, проживающая компактно и являющаяся органической частью своего этноса, обладающая групповыми особенностями культуры и осознающая свое отличие от остальной части этноса. Обзор научных исследований по субэтническим группам тувинцев показывает нам отсутствие общего представления о том, сколько всего таких групп на сегодня насчитывается и какие группы следует считать субэтническими. Исследовательские проблемы формулируются следующие: недостаточная теоретическая обоснованность таксономических единиц, неравномерное исследование разных субэтнических групп, отсутствие сравнительных исследований, фрагментарность общих знаний по тувинцам Монголии, целесообразность раздельного рассмотрения этнографической и этнической групп по таким основаниям, как отдельная территория проживания и участие в процессе консолидации этноса, история выделения субэтнических групп на фоне этнополитической истории тувинцев Тувы.

В. Г. Дацышен (Сибирский федеральный университет) в статье «Особенности истории усинских тувинцев» пишет о том, что на территории Красноярского края России, в долине р. Ус, на границе в Республикой Тыва проживает особая тувинская общность — усинские тувинцы. Статья посвящена их истории и основывается на документах архивов Красноярского края, Минусинска, Иркутской области, Республики Тыва. Науке хорошо известны тувинцы Монголии и Китая. Усинские тувинцы же практически не изучались и не включались в число коренных народов Красноярского края. Лишь в последние 5 лет появились работы ученых Сибирского федерального и Тувинского госуниверситетов по этносоциальным и языковым особенностям усинских тувинцев. Автор пишет о двух версиях истории заселения тувинцами Усинского района и подробно анализирует каждую.

Его коллега В. П. Кривоногов (Сибирский федеральный университет) также обращается к теме усинских тувинцев. Он анализирует современные этнические процессы у них. С начала 1990-х годов, в связи с упадком животноводства и массовой безработицей, усинские тувинцы почти все переселились в два русских села, составив в них меньшинство. С этого времени среди тувинцев, особенно в детских возрастных группах развернулись процессы, которые была призвана исследовать этнографическая экспедиция с участием автора в 2014 г. Среди усинских тувинцев был проведен массовой опрос населения по этнографической анкете. Использованы были также методы бесед с информаторами и экспертами, изучены доступные статистические материалы. Проанализированы материалы похозяйственных книг из архива местного сельсовета на разные периоды. Исследование позволило сформулировать ряд предположений о нарастающих ассимиляционных тенденциях в области языка и др. Все это ставит под вопрос существование данной группы в будущем. Несмотря на то, что почти половина усинских тувинцев полагают, что сохранятся как этническая группа, тем не менее вторая половина их или затрудняются прогнозировать, или допускают исчезновение их, полную ассимиляцию.

Филологи Тувинского государственного университета Н. Д. Сувандии и Е. М. Куулар в своей статье дали историко-этнографическую характеристику субэтнической группы тувинцев, проживающих в сумоне Цагаан-Нуур Хубсугульского аймака Монголии, которых называют цаатанами (само название — туха, тухалары). Источниковой базой исследования стали труды ученых разных лет, а также полевые материалы авторов, собранные во время научных экспедиций к цаатанам в 2010–2011 гг., 2015–2016 гг. Сравнительный анализ, обобщения информации позволили сделать выводы о необходимости дальнейших исследований по отдельным вопросам. Цаатаны во многом остаются приверженными самобытному хозяйственному укладу, что позволяет поддерживать многие традиции в значительной сохранности. Однако, соседство с монголами, влияние доминирующей монгольской культуры и языка, а также общие процессы модернизации локальных культур не могут не сказываться на самоидентификации, степени владения языком подрастающих поколений. Фотографии к статье сделаны авторами статьи во время экспедиционной работы в сумоне Цагаан-Нуур Хубсугульского аймака Монголии в сентябре 2011 г.

Ж. М. Юша (Институт филологии СО РАН, г. Новосибирск)  анализирует современное состояние традиционной культуры, хозяйственных занятий, образа жизни и быта всех дисперсных групп тувинцев (горно-таежной и таежно-степной зон), проживающих в Китае. Тувинцы Китая — малочисленная этническая группа, проживающая в Алтайском аймаке Или-Казахской области Синьцзян-Уйгурского автономного района (север КНР), на юге Алтайских гор (Китайского Алтая). Территория проживания образует три «очага»: деревни Ак-Хаба — Ханас — Хом (основная часть), деревни Ала-Хаак, Тамыкы и районный центр Кок-Догай (остальные). Также тувинцы проживают городах Хаба, Бурчин, Алтай, Бейтун. Соседствуют с казахами, монголами, дунганами, китайцами. Как пишет автор, китайских тувинцев в целом пугает перспектива утраты национальной культуры, родного языка. Причины: сокращение этноса, влияние иноэтничной культуры, ассимиляция, устная форма родного языка и др. Активисты планируют добиться включения китайских тувинцев в список национальностей Китая 57-ым народом. Источниками для написания статьи стали полевые материалы автора, записанные в ходе комплексных экспедиций 2010–2016 гг.

Е. В. Айыжы (Тувинский государственный университет) пишет о погребально-поминальном обряде тувинцев Монголии. Это целый цикл действий, обрядов и обычаев, запретов, последовательно совершаемых с момента смерти человека до его похорон и следующих за ним «поминок» включительно. Как пишет автор, этнография хорошо изучила погребально-поминальные обряды тувинцев Тувы, но не у субэтнических групп тувинцев, проживающих в Монголии. Основными источниками для реконструкции стали полевые материалы автора, собранные во время экспедиций в Монголии: в с. Цаган-Нур, восточной тайге Хубсугульского аймака и в с. Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака в 1996-2015 гг.

Интересные работы представили нам коллеги по другим регионам страны: Калмыкии, Алтая и Бурятии.

Э. П. Бакаева (Калмыцкий научный центр РАН) обратилась к истории хошутов Калмыкии и Монголии. Включенные с XV в. в состав западномонгольского Ойратского союза, хошуты определяются как восточномонгольская по происхождению группа. Сегодня хошуты проживают в Монголии, России, Китае. В Монголии хошуты считаются частью торгутов, но вместе с тем сохраняют память о своей этнической идентичности.  В России хошуты живут в основном в Калмыкии и представляют собой одну из субэтнических групп калмыков. В Китае хошуты расселены во Внутренней Монголии. Хошуты имеют интересную историю и сохраняют память о собственной идентичности. Группы хошутов Калмыкии и хошутов сомона Булган Кобдоского аймака Монголии связаны с разными частями этнополитического объединения хошутов, имевшего место в XVII в. Вместе с тем и в Монголии, и в Калмыкии сохраняется память об особой генеалогической линии: среди булганских хошутов ― представителей овог хайртынхан (борджигин), среди калмыцких хошутов ― представителей рода зяяснгуд, которые имеют общих предков. Источниками для исследования автора стали литературные данные, публикации монгольских ученых и краеведов, а также полевые материалы автора.

Д. Д. Трегубова (Институт научной информации по общественным наукам РАН) анализирует особенности этнического самосознания современных российских бурят, в котором автор выделяет субэтнические идентификационные подуровни. Тем самым проблема субэтничести рассматривается ею в плоскости идентификационных процессов и связывается с родоплеменным делением этноса. Родоплеменной состав бурят сложный и включает множество родоплеменных групп, из которых самыми крупными считаются эхириты, булагаты, хонгодоры и хори. Они ведут своё происхождение от протобурятских племен, проживавших в Прибайкалье уже в средневековье. Значительная часть современных бурят идентифицирует себя с помощью этих этнонимов. По мнению ученой, наличие субэтнической (родоплеменной) идентификации в сознании современных бурят не препятствует ни осознанию общебурятского этнического единства, ни формированию общероссийской гражданской идентичности. Востребованность идентификации с родом в этнической Бурятии обусловлена теми функциями, которые она выполняет. Поэтому, скорее всего, в обозримом будущем наличие родового самосознания останется отличительной характеристикой бурятской этнической общности.

А. П. Чемчиева (Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск) рассматривает современные этнические процессы, протекающие в среде алтайского этноса и его субэтнических групп. Дает краткий обзор содержания наиболее фундаментальных концепций классификации внутриэтнической структуры алтайцев в отечественной науке. Отмечает, что проблема этнической классификации коренного населения Алтая стала разрабатываться в этнографической науке с XIX в., но до настоящего времени остается дискуссионной. Путем анализа материалов двух всероссийских переписей населения (2002 и 2010 гг.) и этносоциологических исследований, проведенных в Республике Алтай с 2004 по 2016 гг. автор раскрывает современную этническую идентичность алтайских субэтносов и важнейшие символы коллективной идентичности алтайцев: историческая территория, язык, культура, общие корни, общая историческая судьба.

В номере также опубликованные результаты текущих научно-исследовательских проектов тувиноведов, поддержанных грантами научных фондов.

М. П. Татаринцева (Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований) исследует проблемы и особенности становления земледелия в Туве русскими крестьянами, которые не просто принялись массово переселяться в регион с конца XIX века и стали осваивать территорию, но и привнесли сюда новую хозяйственную культуру. В качестве источников автору выступили воспоминания представителей русского населения Тувы старшего поколения, опубликованные и собранные авторами, а также на материалы архивных документов (Государственного архива Республики Тыва, Государственного архива Красноярского края, Научного архива Тувинского института гуманитарных исследований), работы путешественников конца XIX — начала ХХ в.

Интересная работа наших коллег из Института физики Земли РАН А. Н. Овсюченко и Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН Ю. В. Бутанаева завершает номер. Статья в том числе ставит вопросы о возможности междисциплинарных исследований в областях археологии, фольклористики, истории и представителей геологии, геофизики. Ссылаясь на тувинские землетрясения 2011–2012 гг., которые стали сильнейшими за всю историю сейсмологических наблюдений в Туве, специалисты сделали обзор сейсмической истории Алтае-Саянского региона и конкретной сейсмогенерирующей структуры (Каа-Хемской системы активных разломов) в которой возникли землетрясения 2011–2012 гг. По мнению ученых, восстановление сейсмической истории Тувы возможно разными путями. Помимо палеосейсмологического метода, в этом направлении могут помочь методы исторической сейсмологии и археосейсмологии. Использование легенд и более конкретных сведений о разрушениях построек и иных сооружений древности может дать информацию о дате землетрясения и распределении сотрясений на площади.

Для обложки номера использована фотография, сделанная Н. Д. Сувандии (ТувГУ) во время экспедиции к цаатанам Монголии. Благодарим автора за любезное разрешение иллюстрировать номер интересным снимком женщины оленевода в процессе дойки оленя. Концепция иллюстраций нашего издания тем самым тоже меняется, развивается: помимо пейзажных снимков мы также теперь будем публиковать и фотографии с изображением людей в разных ситуациях, подходящих для специальных тем каждого номера.

Мы благодарим авторов принятых и опубликованных статей за интересные работы, за плотную работу совместно с выпускающим редактором! Надеемся, что номер будет взаимно полезным и авторам, и их коллегам-читателям.

Напоминаем о том, что в конце текстов статей, размещенных в формате PDF, есть библиографические описания самих статей, которые можно использовать для оформления ссылок на работы — на русском языке для русскоязычных списков литературы и на английском языке — для references.

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply