Версия для слабовидящих

Николай Моллеров: хаос и торопливость в деле увековечения памяти наших фронтовиков совершенно неуместны

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне научно-поисковая группа из сотрудников ТИГПИ при Правительстве Республики Тыва под руководством известного российского историка, профессора, доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Республики Тыва Николая Михайловича Моллерова подготовила к печати книгу о фронтовиках «Вернулись с Победой! Тува». Она продолжает уже вышедшее в свет к 75-летию Победы второе издание «Книги Памяти» о погибших на фронтах героях Великой Отечественной, ушедших из Тувинской Народной Республики. Но, вместе с тем, это особое издание, в котором будут увековечены имена наших земляков – тувинцев и русских, — которые, несмотря на годы смертельную опасности, добыли для страны и народа долгожданную Победу и вернулись с войны живыми.

– Николай Михайлович, вы родились в Туране Пий-Хемского района, но ваши истоки идут из Костромской области. Наверно, среди Ваших предков есть те, кто ушел на фронт уже в первые дни Великой Отечественной?

– Да, я начал интересоваться своей родословной несколько лет назад и сегодня могу сказать, что дошел в изучении родственных связей по прямой линии до девятого колена. Могу совершенно уверенно сказать, что мои предки не только воевали в Великую Отечественную, но и принимали участие в Первой мировой войне. Вполне допускаю, что они в составе Костромского полка русской армии могли принимать участия в более ранних войнах и сражениях. Многие мои родственники сложили головы на полях битвы, были ранены, испытали все лишения военных лет. Мой дед Николай Александрович Моллеров погиб в 1941 г. в первый день наступательной операции под Москвой. Есть фронтовики и по линии матери, корни которой уходят в Черниговскую область Украины. Ее родители прибыли в Туву в 1919 г. в разгар Гражданской войны. Именно поэтому, тема судеб людей, погибших воинов близка мне и моей семейной истории. И не только семейной. Из Турана, где я родился, ушли на фронт около 200 земляков. НЕ удержусь, чтобы не привести здесь строки их своего стихотворения «Землякам-туранцам»:

«Как пришла война большая,

Горн военный оглушил.

Из Турана, поспешая,

Взрослые и мальчиши

Фронт сомкнули и сражались,

Зубы сжали и дрались.

И фашисты разбежались

И побитые сдались.

Не найти понятней метки

И доходчивей строки

Тех, что начертали предки

На рейхстаге, мужики!

– Николай Михайлович, Вы и Ваша рабочая группа провели огромную работу по поиску материала о фронтовиках из Тувы. Почему было принято решение о выпуске еще одной книги, посвященной памяти участников Великой Отечественной войны?

– Тувинская Народная Республика (ТНР) была первым государством, поддержавшим Советский Союз в Великой Отечественной войне. На фронтах в составе советских военных соединений и частей воевали тысячи советских граждан, постоянно проживавших в ТНР и прямо во время призыва в феврале 1942 г. получивших второе гражданство — тувинское. В начале февраля 1942 года были призваны в Советскую Армию до 3, 5 тысяч советских – и тувинских одновременно – граждан, затем призывы повторялись ежегодно, призывали подраставшую молодежь. Теперь уже, когда есть две книги о фронтовиках («Вернулись с Победой! Тува» пока в рукописи) можно сказать, что в общей сложности советская зарубежная колония в ТНР численностью около 12 тысяч человек дала фронту более 4 тысяч бойцов – более трети всех колонистов. С учетом около 400 человек, призванных на трудовой фронт это 4,5 тысячи человек. Для немногочисленной советской зарубежной колонии в ТНР это очень много.

С первых дней войны рвались на фронт и тувинцы. По данным историка, доктора исторических наук Н.А. Сердобова в тувинское правительство и дипломатическую Миссию СССР в ТНР были направлены 1079 заявлений от граждан ТНР всех национальностей, в которых выражалось желание стать добровольцами. В мае 1943 года ушли воевать тувинские танкисты, в сентябре того же года – кавалеристы. Весь период войны Тува оказывала СССР немалую материальную помощь. Все знают про красные обозы. Большая помощь фронту стала основанием для обращения в прошлом году в Комитет Победы с ходатайством о присвоении Кызылу высокого звания «Город трудовой доблести». Над научным обоснованием для этого обращения немало поработал наш институт. Надеемся, что на одном из последующих заседаний Комитета Победы будет принято положительное решение.

В своих поисках мы опирались на работы наших предшественников – ученых и журналистов. Надо сказать, в Туве военной тематике посвящено немало трудов. В 1958 году кандидатскую диссертацию на тему «Тува в годы Великой Отечественной войны Советского Союза» защитил Ю. Л. Аранчын. Военной тематике посвящены документальные публикации кандидата исторических наук В.А. Дубровского. Усилиями местных писателей, журналистов, ученых и краеведов были подготовлены и изданы сборники биографических рассказов «Солдаты Победы», «Подвиги и звезды», «Назидание потомкам» и др. В 1989 году увидела свет книга тувинского добровольца-кавалериста Михаила Сундуя « Кавалерийский добровольческий эскадрон» на тувинском языке. В 1995 году, к 50-летию Победы была опубликована Книга Памяти Республики Тыва. С существенными уточнениями и дополнениями она была переиздана в 2020 году. За последнее десятилетие увидели свет книга Н. Некрасова «Вот солдаты идут…» (Кызыл, 2010), сборники ценных документов: «Тува – фронту» (М., 2014), «Война далекая и близкая» (Кызыл, 2015), «Боевое содружество Тувинской Народной Республики с Советским Союзом. 1941-1945 гг.» (М., 2017 гг.). Кропотливую работу по подготовке и изданию тематического указателя «Тува в годы Великой Отечественной войны» проделали З.М. Монгуш и Л.М. Чадамба – сотрудники Национальной библиотеки Республики Тыва им. А.С. Пушкина. Вместе с тем, пока оставались недостаточно изученными вопросы участия наших земляков в боевых операциях воинов из Тувы, их численность. Нужна хотя бы научная статья о призванных из Тувы в трудовую армию – на заводы и фабрики Красноярска, Канска, Кемерово, на шахты Черногорки. Такую статью я планирую написать для научного журнала «Азиатские исследования: история и современность». Порой встречаются сильно завышенные данные об общей численности призванных из ТНР. Привлечение новых документальных и других источников позволяет восполнить существующие пробелы, дать аргументированные данные.

– По Вашим данным, Николай Михайлович, сколько человек все-таки вернулись в Туву с Победой?

– Благодаря работе над Книгой Памяти Республики Тыва удалось установить, что в годы Великой Отечественной войны на полях сражений смертью храбрых пали 2020 наших земляков – тувинских и русских граждан ТНР. В настоящее время в кожуунах Тувы на основе второго издания республиканской Книги Памяти готовятся местные электронные Книги Памяти. Но до сих пор мы не знаем относительно точной численности фронтовиков из Тувы, вернувшихся домой с Победой. А это, в свою очередь, не позволяет установить общую численность наших земляков – участников Великой Отечественной войны, завершить работу по увековечению их памяти на мемориале. Поэтому научно-поисковая группа ТИГПИ готовит к изданию почетный список ушедших из Тувы и вернувшихся с фронта под названием «Вернулись с Победой! Тува». Рукопись подготовлена и в ней 2050 человек. Ожидается, что эта цифра сильно не измениться.

Основными источниками сведений для работы над книгой послужили: опросы населения, в том числе самих фронтовиков, а также сайт Министерства обороны России, архивные фонды Национального архива Республики Тыва, данные текущего архива Военного комиссариата Республики Тыва, а также периодические издания – газеты «Вперед» и «Тувинская правда». Сравнительно небольшая численность населения Тувы (до 80 тыс. чел.) и советской зарубежной колонии в ней (12 тыс. чел.) позволяют осуществить максимальный учет фронтовиков и произвести его с большой точностью. Тогда в академические, научные, военно-исторические издания и учебник по истории Тувы будут внесены ценные дополнения и уточнения.

– Речь ведь идет только о тех, кто ушел на фронт из ТНР и сюда же вернулся? Ведь могло быть так, что участники войны из других территорий страны после ее окончания приехали жить и работать в нашу республику.

– Когда только начиналась работа над подготовкой второго издания Книги Памяти, почему-то сложилось мнение, что в одной книге можно уместить все категории фронтовиков, чьи судьбы связаны с Тувой, а именно: павших смертью храбрых на полях сражений, вернувшихся после войны и, наконец, призванных из других регионов СССР, но после войны прибывших в Туву, трудившихся и умерших здесь. Поскольку до сих пор в адрес нашей поисковой группы раздаются упреки, что мы не включаем в книгу «Вернулись с победой! Тува» всех, вернувшихся с фронта, независимо от того, откуда он призывался – из ТНР или СССР, — еще раз напоминаю наши доводы. Если бы мы пошли по пути общего проекта, то нарушили бы традицию, установившуюся в России еще со времен Великой Отечественной войны 1812 г., согласно которой в почетные мартирологи (т.е. в Книги Памяти) включались только погибшие. Некоторые наши критики этот принцип пока не уяснили. Его мы придерживались с первого издания регионального тома Книги Памяти. Благодаря такому единству из региональных списков погибших (Книг Памяти) и сложилась многотомная Всероссийская Книга Памяти.

Невозможность увековечить память всех фронтовиков Тувы в одной книге, помимо указанной выше причины, заключалась еще и в том, что технически сделать это было также невозможно. Представьте себе однотомное издание в 1700 страниц. Даже без Книги Памяти (списка погибших) рукопись такого объемного издания с общим списком двух категорий фронтовиков – призванных из Тувы и вернувшихся и прибывших в Туву из других регионов составила бы около 1500 страниц, а то и больше.

И последний веский довод. Фронтовики, прибывшие в Туву из других регионов – это еще недостаточно изученная категория фронтовиков, трудившихся и умерших на тувинской земле. Дело в том, что данные о смерти ЗАГС может выдавать только родственникам, для нашей поисковой группы они недоступны. Но активность родственников по преставлению таких данных в нашу поисковую группу по объективным причинам очень невысокая. Кроме того, совсем не исключено, что имена фронтовиков данной категории могут быть увековечены там, где они родились и по месту их призыва на фронт. Если по пути увековечения памяти фронтовиков, не учитывая их место рождения и призыва, пойдут и другие регионы России, получится массовое перекрестное дублирование. А хаос и торопливость в деле увековечения памяти наших фронтовиков, согласитесь, совершенно неуместны.

– Кто работал над этим важным для Тувы проектом и когда книга «Вернулись с Победой! Тува» выйдет в свет?

– Если пойти по хронологии, то добрая часть данных была мною собрана еще при подготовке первого издания Книги Памяти (первая половина 1990-х годов). Тогда я составлял общий список фронтовиков, в котором отмечал погибших, вернувшихся и призванных на трудовой фронт. Тогда не было Интернета да и вообще оргтехники, все данные приходилось записывать от руки, получая информацию из бесед с фронтовиками и их родственниками, в архивах республики и ресвоенкомата, в периодических изданиях. Но позднее эти данные мы еще раз сверили с учетом электронного ресурса.

Намного легче стало, когда появился электронный ресурс, сайт Министерства обороны России и другие электронные источники. Наибольшую активность в работе над вторым изданием Книги Памяти и книгой «Вернулись с Победой! Тува» проявили работавший по контракту в ТИГПИ А.Н. Самойкин (поисковик) и помощник военного комиссара Республики Тыва А.Н. Алексеев (военный консультант, собирание фото). При окончательной доработке рукописи к ней подключились заместитель директора ТИГПИ по прикладным направлениям, к.и.н. О. Ю. Иргит и научный сотрудник сектора истории А. А. Асонычев. Текст рукописи роздан сотрудникам института для вычитки технических ошибок.

Общий объем рукописи новой книги о фронтовиках – около 780 (14 шрифтом с 1,5 интервалом) страниц, включая иллюстрации (в основном фотографии и копии документов), предполагаемый тираж издания – 1 тыс. экземпляров. На заключительном этапе подготовки книги ведется работа по унификации и редактированию данных, по оформлению издания.

Нами предпринималась попытка получить грант Российского научного фонда, которая успехом не увенчалась. Этого собственно и следовало ожидать, поскольку наша работа не была сугубо научной, скорее эвристической (т.е. поисковой). Была отправлена заявка в Российское историческое общество, региональное отделение которого открылось в Туве весной этого года. Но и там мы положительного ответа не получили. К счастью, поскольку инициатива о создании такой книги исходила от руководства республики – это, можно сказать, был государственный заказ, по поручению Главы Республики Тыва Владислава Ховалыга выделены финансовые средства на печать издания. Выход в свет планируется на начало мая.

Беседовала Л. В. Ензак

Приложение по теме «Рассекреченный источник о первом призыве»

Вх. № 620 с.

От 29.04.1942 г.

Отдел специальных заданий

Генштаба Красной Армии

С. 28. «С 25 января по 8 февраля с/г в ТНР проходил призыв советских граждан рождения 1922-1897 гг. в ряды РККА.

  • По данным Миссии СССР в ТНР (неточно, т.к. учет был плохой) призыву подлежал 2901 чел.
  • Отправлено в РККА на 15.03.42 г. 2014 чел., из них 386 чел. в рабочие батальоны.
  • Подлежат призыву с приисков 162 чел.
  • Предоставлена бронь: а) местные учителя советских школ – 2- чел.

б) командированные учителя из Советского Союза – 19 чел.

в) Работники Миссии и Торгпредства СССР в ТНР – 15 чел.

г) советские специалисты – 79 чел. д) советские местные граждане – 174 чел.

5) Не явилось без уважительных причин – 33 чел. (староверы).

6) Оставлено до особого распоряжения (по политическим мотивам) – 122 чел., в том числе 12

староверов, отказавшихся служить в РККА

7) Выдана отсрочка по болезни на разные сроки – 100 чел.

8) Признаны негодными для службы в РККА – 150 чел.

9) Оставлено по семейным обстоятельствам – 14 чел.

10) Не явились на призывной пункт по неизвестным причинам – 12 чел.

11) Советских специалистов (командированных) подлежало призыву 11 чел., из них признано годными и отправлено В РККА – 8 чел. Признаны негодными на службе в РККА – 3 чел.

12) На 1 апреля с/г набралось к отправке 22 чел. из числа имевших отсрочку по болезни и прочие…

Призванных в ряды РККА принял СибВО.

Призыв осуществлялся Миссией СССР в ТНР по распоряжению т. [А.Я.]Вышинского. Для проведения призыва было создано четыре призывных комиссии и пятая – центральная призывная комиссия. Непосредственное руководство призывом и подготовкой призыва Миссия СССР возложила на меня. К концу призыва Военным Советом СибВО была прислана призывная комиссия в составе трех человек, последние только и занимались разборкой призванных по командам и определением ВУС.

С. 29. Принимая во внимание, что учет советских граждан поставлен плохо, военного учета никакого нет, призывные комиссии впервые столкнулись с этим делом (гражданские) призыв прошел хорошо.

В Республике призыв закончился 2 февраля, а в Кызыле 8.02.42 г.

Призыв прошел на высоком политическом уровне. Советские граждане как истинные патриоты Сов. Союза отнеслись к призыву. Явка на призыв была 100%, за исключением небольшой группы староверов. Антиполитических выступлений не было. У призывников было одно желание – скорее на фронт. Призыв и проводы вылились во всенародный праздник Республики. На проводах участвовали советские и тувинские граждане, последовали обычно с подарками (баранов дарили, деньги и др.). Партия и Правительство ТНР оказали большую помощь. Переброска призванных из районов и г. Кызыла до пограничной [заставы]: Тувинское правительство предоставило бесплатно автотранспорт и все расходы, связанные с переброской до ст. Пограничной, а последние две партии до г. Минусинска взяло на себя.

Кроме того, Тувинское правительство взяло на себя выплату пособий семьям военнослужащих рядового и начсостава, призванных советских граждан ТНР в ряды Красной Армии («Тувинская правда « от 1 февраля 1942 г.).

Призванные в РККА выехали в хорошем обмундировании (полушубок, валенки, кожаные сапоги, три пары белья, ватные брюки, стеганая фуфайка, шапка, портянки летние и зимние и прочее…).

Приложение: газета «Тувинская правда» отдельным пакетом.

№ 13 сс

16.03.42 г. Подпись: И.И. Смахтин.

ЦАМО РФ. Ф. 40. Оп. 11549 . Д. 82. Л. 25-27. Совершенно секретно. Рассекречено Акт вх. № 306 от 26.03. 2015 г. См. также Тува в годы Великой Отечественной войны. Боевое содружество Тувинской Народной Республики с Советским Союзом. 1941-1944 гг. (в документах Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации и национального музея имени Алдан Маадыр Республики Тыва). М.: АО «Красная Звезда», 2017. – 280 с.