Мы в социальных сетях:
Мы в социальных сетях:

Дух великого Чингисхана и монгольский патриотизм

Данный материал был написан еще в августе, но почему-то я не стала  его опубликовать. Но сейчас я поняла, что этот текст ждал своего часа. И действительно, накануне государственного праздника Монголии – Дню национальной гордости – 24 ноября, , посвященной дню рождения великого Чингисхана, вдруг захотелось отдать его на публикацию. 

 Удивительная страна Монголия. Каждого, кто посетил ее хоть единожды, удивительным образом, непременно манит туда обратно –  в эти бескрайние просторы степей, гор, рек, озер. Про леса не говорю, хотя и лесов в Монголии достаточно. Вечное синее небо, которое можно сравнить только с бездонным бескрайним мировым океаном. О природе Монголии можно говорить  и восхищаться бесконечно (хотя многие тувинцы, алтайцы, хакасы могут мне возразить, что природные красоты Южной Сибири лучше, краше и разнообразнее…), но все равно никто не переубедит меня в обратном. Я горячий и непоколебимый патриот Монголии и всего монгольского. Это как неизлечимая болезнь… Возможно, это зависит от генетики и от пережитого жизненного опыта. Я всегда чувствую дыхание и дух Монголии, где бы ни была. Как будто в моей исторической памяти запечатлелась атмосфера эпохи Великой Монгольской империи и воли и харизмы  Чингисхана.

Признаюсь честно, помимо природы, Монголия завораживает меня своим народом, людьми, отдельными личностями. Не знаю, когда, чем или кем заложена эта любовь к Монголии, но эта страна стала для меня второй родиной. Обучаясь на кафедре тибето-монгольской филологии восточного факультета Ленинградского госуниверситета, вместе с однокурсниками (одногруппниками) я впервые отправилась в г. Улан-Батор в 1983-1984 учебном году, Преподаватели нашей кафедры ежечасно, ежедневно открывали нам, студентам, красоту  и тонкости монгольского языка, древней и современной монгольской литературы, истории и культуры монгольского народа. Известный советский, российский ученый-монголовед, исследователь монгольской литературы, автор книги «Монгольское стихосложение», д.филол. наук, профессор Л.К. Герасимович, нам постоянно повторяла:  «И если вы хотите стать монголоведами и изучать язык, историю и культуру этого народа, то вам надо думать,  как монголы. Я же думаю, как монгол».

Если вдаваться в личную историю, то, наверно, моя самая материнская (вернее, отцовская) родина – село Дус-Даг (Торгалыг), вернее, крошечный кусок земли у самой кромки горы Дус-Даг (Соляной горы), в местности Коъш-Терек, где располагался кыштаг (зимник) старшей сестры моего отца, бабушки Дыртык-кадай, повлияла на пробуждение интереса и любви к Монголии. Недалеко от юрты бабушки протекал ручеек, совсем узенький, через которую можно было просто перешагнуть и ты уже оказываешься на монгольской территории. На берегу этого ручейка с одной и другой сторон стояли  тувинские и монгольские юрты и загоны для скота. Это и была условная граница между СССР и Монголией, но там никаких пограничных знаков не было (во всяком случае, в то время, вплоть до конца 1980-х гг.). Помню, раз в неделю к юрте бабушки подъезжал конный пограничный наряд – солдаты,  и бабушка всегда приглашала их в свою юрту попить чаю. Чаще всего, они отказывались, мол, запрещено, не положено, но иногда и захаживали. Тогда бабушка угощала мясом и чаем с белой пищей – выставляла свежую сметану, молоко, сушеный творог и лепешки. А иногда даже наливала им тыва арага – молочной водки, хотя это конечно, и вовсе беспредел. Люди на службе, а тут их заставляют употреблять алкоголь… Это лишь маленькая лирическая предыстория моей «монгольской эпопеи», но до истинных причин моей привязанности к Монголии, надо еще долго копаться и исповедываться…

Все мы помним и знаем, какая была наша жизнь во время  глобальной пандемии… Казалось,  в целом жизнь замерла и не предвидится в ближайшем будущем никаких мероприятий, никакого общения между учеными и другими людьми.

И когда весной 2022 г., получив приглашение на участие в работе Международной научной конференции «Мир Чингисхана и монголоведение», я сразу решила, что обязательно поеду в Монголию, тем более в последний раз я там была аж в 2019 г. тоже на научной конференции.  До этого мне приходилось посещать Монголию почти каждый год – то в экспедицию, то на конференцию…И в этот раз несмотря на трудности и условности – моя инвалидность не помешала (передвигаюсь при помощи трости),  и в одиночестве (без сопровождающего) я пустилась в путь.  В этот раз привычный маршрут, существенно облегчающий поездку в Улан-Батор – авиасообщение Улангом- Улан-Батор было приостановлено.  Наиболее приемлемый путь – это добираться на автобусе. Выехали  из Улангома в 17 часов вечера и на следующий день к 15 часам дня уже прибыли в столицу. Главное, ночь провести в сидячем положении (но это несложно, поскольку многие из нас привыкшие к таким путешествиям), по пути даже несколько раз останfвливались для отдыха и разминки пассажиров (я удивилась, что за столь короткое время в Монголии появилась вполне хорошая   придорожная инфраструктура – с уютными кафе и современными туалетами. А ведь всего-то недавно этого всего не было…). Даже в этом, я думаю, заключается монгольский патриотизм. Монгольский патриотизм присутствует во всем – в отношении руководителей страны к народу, а народа  к своей стране, природе, экологии, чужой собственности, в межличностном общении и уважении к друг другу, труде и учебе. Монгольская молодежь всегда стремится учиться (неважно, в вузах родной страны или зарубежом), действительно, на самом деле учится не только ради себя, своей семьи, но и ради процветания своей страны, ибо каждый из них мечтает принести пользу родине.

Меня всегда восхищало желание молодых людей заниматься наукой. Не будет преувеличением, если сказать, каждый студент   (сын пастуха с самого дальнего уголка страны, выросший рядом со скотом или столичный житель) втайне мечтает стать профессором и академиком. Вот поэтому в Монголии в настоящее время много молодых ученых в самых разных областях знаний. Во время  совместных  экспедиций по Монголии, всегда удивляло, с какой тщательностью  наши коллеги-монголы осматривают места экспедиционного лагеря после свертывания палаток и хозяйственных сооружений – обязательно проверяли,  не осталось ли консервных банок, пластиковые бутылок и пакетов и  другого мусора. Даже окурки должны были собрать до единого,  и закопаны в землю. Ведь везде пастбище – в степи или лесу везде пасется скот, Даже в этом монгольский патриотизм. Бережное отношение к друг другу – людям, скоту, природе, это ведь залог выживания, процветания нации. В 2009 году я впервые попала в Улан-Батор,   постсоциалистического периода после длительного отсутствия.  Я  была удивлена положительным переменам в стране, везде был, хотя и несколько хаотичный,  строительный бум. Тогда нас пять отчаянных тувинских дам-ученых приехали в страну зимой в феврале месяце  на УАЗике-таблетке на научную конференцию «Тэнгрианство и эпическое наследие народов Центральной Азии». Тогда нас прозвали «героические тувинки».

 И вот я поехала в Монголию в августе месяце. И 5-10 августа в Улан-Баторе состоялась Международная научная  конференция «Чингисхан и монголоведение», посвященная 860-летию со дня рождения императора  Монгольской империи великого Чингисхана.

В конференции приняли участие более 150 ученых из 12 стран:  Америки, Индии, Венгрии, Швейцарии, Норвегии,  Швеции, Германии, Турции, Казахстана, Южной Кореи, Японии и из самой Монголии и , в том числе и из России (Москва, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Кызыл, Пермь, Иркутск, Владивосток). Конечно, размаха  Международного конгресса монголоведов настоящая конференция не могла захватить, но география участников и масштаб форума наглядно свидетельствуют  о  том, как древняя и современная история Монголии,  эпоха Чингисхана, традиционная культура монголов, экономика страны притягивает интерес мирового  востоковедения.  Научный форум проводился  по эгидой Президента Монголии Ухнаагийн Хурэлсуха,  главными организаторами выступили Канцелярия Президента, Министерство образования и науки Монголии, Национальный комитет по развитию монголоведения, Международная ассоциация монголоведения, в Оргкомитет вошли также Министерство иностранных дел, министерство культуры Монголии, Академия наук Монголии, Монгольский государственный университет, Монгольский государственный университет образования, Монгольский государственный университет культуры и искусств, недавно созданные Музей Чингисхана и Институт наследия Чингисхана.

Официальное открытие и состоялось в Доме Правительстве Монголии, где с приветственными словами выступили Президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух и министр образования Л. Энх-Амгалан. При участии Президента состоялась также церемония награждения государственными наградами  – высшей наградой Монголии Орденом «Полярной звезды» иностранных ученых, внесших большой вклад в развитие монголоведения. Из России награду получили; заведующая Тибето-монгольским фондом Государственного  Эрмитажа, д.ф.н., Ю.И. Елихина, заведующая Фондом восточных рукописей ИМБиТ СО РАН, г.н.с., д.и.н., Ц.П. Ванчикова, также профессор Иркутского госуниверситета Е. Лиштованный.  г.н.с. ИМБиТ, д.и.н.,  Б.Р. Зориктуев удостоен высокого звания «Ведущий деятель науки Монголии» и медали «Академик Ц. Нацагдорж». Были награждены также известные ученые-монголоведы из Норвегии (М.Татар-Фоссе), из Японии, Германии, Австралии и Монголии.

Пленарное заседание началось с музыкального приветствия артистов группы «Хаан найрал» при Музее имени Чингисхана. Модератором был председатель национального комитета по развитию монголоведения, профессор Д. Заяабаатар. Основными докладчиками пленарного заседания выступили; директор Музея имени Чингисхана, академик МАН, С. Чулуун («Чингисхаан и монгольское государство: ценности и внешний мир»), директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, научный руководитель лаборатории археологии, этнологии и антропологии ИМБиТ СО РАН, академик РАН  Н.Н. Крадин («О владениях братьев Чингис-хана в Забайкалье и Восточной Монголии»), профессор из Южной Кореи Ким Ходон («Монгольская империя и Европа: о ком идет речь в письме Папы Иоана XXII от 1333 г.упомянутого  как «Хан Хорума»?») .

Директор ИМБиТ, академик Б.В.Базаров выступил с докладом «Монгольский мир в условиях современного мирового переустройства», г.н.с. отдела истории и культуры ЦАзии, д.и.н. Булат Раднаевич Зориктуев рассказал в своем докладе о важнейших достижениях в изучении этнической истории монголов в начале XXI в. Ключевые аспекты наследия  Чингисхана  и Великой монгольской империи в политике памяти России осветил с.н.с. отдела истории и культуры ЦА, к.ин. Е.В. Нолев.

Работа конференции была разделена на 6 секций:

  • История и этнография Монголии;
  • Монгольский язык и литература, в рамках которой был организован научный семинар памяти – к 120-летию бывшего Президента и действительного члена АНМ  Ядамжавын Цэвэла;
  • Мир культуры монголов (при Государственном университете культуры и искусств), в рамках которой также проводился научный семинар памяти выдающегося деятеля науки и культуры Монголии, д.ф.н. (Sc.D.), Сономын Лувсанвандана, посвященный 90-летию со дня рождения;
  • Монголы и внешний мир (где были заслушаны доклады в основном о вопросах дипломатии);
  • Культурное наследие монголов и археологические исследования;
  • Чингисхан и современный мир (заседание проходило в новом Музее имени Чингисхана).

Там же проходило Итоговое пленарное заседание конференции.

            Из Тувы в работе конференции приняли участие три исследователя: в.н.с. сектора фольклора ТИГПИ, к.ф.н., А.С. Донгак на III секции выступила с докладом «История цаатанов-оленеводов Монголии (в устных рассказахи архивных материалах) который был посвящен  истории кочевания, переселения и причин выбора местом постоянного проживания этническими тувинцами-оленеводами территорию современного Хувсвугул аймака Монголии  в устных рассказах самих оленеводов-цаатанов и на основе материалов из Государственных архивов Республики Тыва и Монголии. Цель доклада – анализ и введение в научный оборот полевых материалов – рассказов-рассуждений о своей исторической судьбе монгольских цаатанов-оленеводов на основе их исторической памяти и этнокультурных особенностях своего народа.  Устные сведения получены в 2014 г. в ходе экспедиционного проекта 14-21-03552 РГНФ – МинОН Монголии “Этнокультурные контакты народов Саяно-Алтая и Западной Монголии” е (м). Директор Национального музея, д.ф.н., академик РАСН, К.А. Бичелдей представил доклад «Межегейское археологическое городище в Туве периода империи Чингисхана» и заведующая сектором религиоведения ТИГПИ, доктор (Ph.D.) У.П. Бичелдей («О названиях местностях, связанных с именем Чингисхана на территории современной Тувы») представили свои доклады в он-лайн формате.   Наиболее интересными докладами в работе III секции явились:  «О том, как  церемониал Великой монгольской империи сложился как символ монгольской государственности» д.ф.н. (Sc.D), профессора С. Дулама, «Нематериальное  культурное  наследие монголов: изучение и сохранение» доктора (Ph.D) Б.Баатархуу,  «К некоторым вопросам понимания термина  культура» профессора , д.э.н. Л. Дашняма, «О значении почитание культа Чингисхана» профессора университета г. Бонн (Германия) Л. Хурцбаатара и многие другие. Большой интерес публики также вызвали доклады, посвященные научной, организационной, просветительской  деятельности выдающегося монгольского ученого Содномын Лувсанвандана в рамках семинара, посвященного его 90-летию, где выступили ученые и члены его семьи. В частности, его сын, посол Монголии в Бельгии поделился своими воспоминаниями о своем отце.

На итоговом пленарном заседании настоящей кульминацией форума стало образование Международной ассоциации исследования Чингис-хана, руководителем которой единогласно был избран академик РАН Н.Н. Крадин, Генеральным секретарем  – академик С. Чулуун, в руководящий состав ассоциации вошли ученые из 10  стран, в том числе и директор Института археологии АН Татарстана, академик РАН, Ситдиков.

Музей имени Чингисхана, который Монголия отстроила в период глобальной пандемии, поражает размерами, глубиной исторической  и научной задумки и качеством экспозиций. Здание в 9 этажей с площадью  200 м. тыс. кв.м. начало активно функционировать, штат научных сотрудников и техперсонала работал, не покладая рук и вот наконец, 11 октября состоялось официальное открытие музея для посетителей. Поскольку я сама лично не присутствовала на этом торжестве, позвольте сослаться на Телеграм-канал известного российского ученого-буддолога, тибетолога-монголоведа, искусствоведа, д.и.н., в.н.с. Института востоковедения РАН, С-Х. Д. Сыртыповой:

«11 октября состоялось торжественное открытие Музея Чингисхана. Церемония проходила с поистине грандиозным размахом. Присутствовало Правительство и самая изысканная элита монгольского общества.

Чуть ранее я уже сообщала о грандиозном плане нового музея, который занял участок в самом центре монгольской столицы, в двух шагах от Дома Правительства, на месте старого Музея природы. Вновь созданный Музей был возведен стремительно – 1, 6 подковидных года + подготовка оснащения, экспозиций хранения. При таких масштабах этот факт почти такой же невероятный., как само явление Чингис-хана в мировой истории – подобные музеи в мировой практике строят 10-15 лет. Решение о его основании было принято на заседании Правительства 19 октября 2019 года. Принципиально то, что финансирование этой грандиозной стройки (9 уровней, 200 тыс.кв м., самые современные технологии) осуществлялось только на средства государства Монголии  и граждан Монголии – таков был изначальный принципдля обеспечения полной независимости исторического наследия от иностранного капитала.  В настоящий момент музей содержит 12 тыс. предметов хранения, при этом 92 %  экспонатов – оригинальные исторические и археологические артефакты, и лишь 8%  – это копии уникальных шедевров монгольского наследия, хранимого в крупнейших мировых музеях, библиотеках и архивных фондах за рубежом, выполненные в единственном экземпляре.

История Монголии представлена стратиграфическими культурными слоями:  эпоха Хунну, Сяньби, Жужжани, Тюркский период, Уйгурский период, Кидани, Великая Монгольская империя, пероид наследников Чингис-хана (XIVXX вв). Монгольское наследие в разных регионах мира, Великоханская ставка почета. Как сказал Президент Монголии У. Хурэлсух, «Музей Чингисхана» станет фактором национального единения умов, сердец и взаимного доверия всего народа». Я бы сказала, это в первую очередь, красиво».

Количество экспонатов пока не столь велико в новорожденном музее, однако уровень их исторической ценности, экспозиционной презентабельности и художественного качества – высочайший, клады и мумии из курганов Хунну, атрибутика киданей, памятники великих тюркских каганов, драгоценные изделия эпохи правления монгольской империи юань, неповторимые шедевры великого художника Богдо-гэгэна первого Дзанабазара. В общем есть чему подивиться. Не говоря уже о прекрасном техническом оснащении, спецэффектах и прочих премудростях для обеспечения ценности и сохранности экспонатов».

Директором  нового музея имени Чингис-хана, назначен д.и.н., академик АН Монголии, Сампилдондовын Чулуун. Академик С. Чулуун ранее успешно руководил Институтом истории и этнографии АНМ (за время 10 с лишним лет руководства С. Чулууном над институтом, были успешно претворены самые смелые научно-исследовательские, экспедиционно-полевые и издательско-публикационные проекты). Также академик С. Чулуун внес огромный вклад в подготовку научных кадров Монголии (десятки молодых исследователей защитили докторские (Ph.D) диссертации в самых разных странах мира), был министром культуры Монголии, по совместительству Генеральный секретарь Международной ассоциации монголоведения, талантливый и перспективный молодой ученый, и мы верим, что ему по плечу руководство над столь сложным по научной и исторической направленности  масштабным и патриотичным  проектом,

 Автор: А.С. Донгак,  в.н.с. сектора фольклора ТИГПИ при Правительства РТ, к.филол.н.

Поделиться ссылкой: