По ее словам, массовое переселение старообрядцев в Туву, тогда еще заграницу, чужую страну, произошло в последние десятилетия XIX – начале XX в. Целые семьи переселялись, спасаясь от царских чиновников, пытаясь уберечь своих сыновей от службы армии, спасаясь от налогообложения и податей, а позже – от войн, революций, колхозов и раскулачивания. Существует также легенда, что они искали сказочное и сакральное Беловодье – удаленное от мира место, где сохранилась дониконианская вера с добротой и чистотой души, со справедливостью.
Самой первой была заселена долина р. Уюк, удобная для землепашества. Имена и фамилии русских поселенцев дали название заимкам, а потом и первым деревням. Так появились Даниловка, Федоровка, Зубовка, Владимировка и др. Были и названные в честь христианских святых и религиозных праздников села: Ильинка, Успенка, Петропавловка, Знаменка. Выжить старообрядцам помогли их вера, исключительное трудолюбие, терпение, упорство и стойкость.
Маргарита Петровна рассказала также, как в советское время пытались тувинских староверов перевоспитать, социализировать в обществе, как боролись и наказывали их наставников и как было непросто проводить научные исследования жизни старообрядцев. По архивным данным в Туве в 1013 году проживало 1360 старообрядцев, большая часть находилась в Малоенисейском (Каа-Хемском) районе. В начале 1960-х годов в Туве уже было до 400 старообрядческих семей.
Как известно, старообрядчество расколото на два течения, и в Туве больше представителей радикального течения – беспоповцев. Так, в отличие от поповцев они обходятся без священников и не принимают все «мирское»: браки, законы, службу в армии, паспорта, деньги и любую власть. По сей день тувинские старообрядцы стремятся сохранить свой исконный порядок жизни, свою культуру, уберечь подрастающее поколение от искушений и соблазнов внешнего мира.
По словам Маргариты Татаринцевой, из наиболее известных исследований наиболее полно раскрывают сущность старообрядчества в Туве академик СО РАН, специалист по истории Сибири, археографии и источниковедению, профессор Николай Покровский – по результатм своих полевых исследований в 1970 годах он выпустил издание “Путешествие за редкими книгами”, в которой тувинским староверам посвящена первая глава. Этой обширной теме посвящена и книга самой М. П. Татаринцевой “Старообрядцы в Туве”, вышедшая в свет в 2006 году и ставшая продолжением исследовательского труда “Русские в Туве”.
Справка:
Старообрядцы – это православные христиане, которые не приняли церковную реформу. В 1666-1667 гг. патриарх Никон ввел ряд изменений, чтобы привести русские православные обряды в соответствие с греческими канонами и превратить Москву в Третий Рим. Он предписал совершать крестное знамение тремя перстами вместо двух; были отменены т.н. метания, или малые земные поклоны; крестные ходы стали проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь); возглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды, а трижды и др.
Пользуясь поддержкой царя Алексея Михайловича, высшее православное духовенство наложило запрет на старые обряды (отсюда их приверженцев стали называть старообрядцами) и предало анафеме (отлучению от церкви) всех, кто их соблюдал. В течение нескольких веков староверы или, как их еще называли, раскольники, еретики подверглись жестоким гонениям. Так и не покорившись, многие из них предали себя самосожжению, часть была истреблена, а часть эмигрировала в Австралию и США либо бежала в труднодоступные и малозаселенные местности России.
В настоящее время старообядческие общины, помимо России (до 2 млн. чел.), имеются в Белоруссии, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Польше, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.