https://www.high-endrolex.com/22

Как учить ребенка тувинскому языку с детского сада?

В рамках VIII Республиканского форума «ТУВИНСКИЙ ЯЗЫК – ДОСТОЯНИЕ НАРОДА» насыщенно прошла дискуссия о роли тувинского языка в воспитании ребенка в детском саду.

В обсуждениях и обмене опытом приняли участие работники организаций дошкольного образования из Кызыла и кожуунов Тувы, в том числе из Монгун-Тайгинского, Овюрского, Пий-Хемского, Тандынского и других. Для них почти шестичасовое мероприятие стало и обучающим семинаром, по итогам которой педагоги и воспитатели получили сертификат курсов повышения квалификации Центра экономических исследований и организации образовательного процесса ТИГПИ.

Каждый доклад, представленный на площадке вызвал живейший интерес. Так, методист Института развития национальной школы и одновременно воспитатель ДОУ №30 г. Кызыла Альбина Монгуш рассказала, как удалось найти общий язык с родителями в обучении детей родному языку: такое тесное и плодотворное сотрудничество позволяет и взрослым, и малышам сохранять язык с помощью увлекательных домашних заданий, интересных мероприятий и постоянного мониторинга знаний.

Нестандартным методическим подходом в изучении тувинского языка, вызвавшим уважение и восхищение коллег, стал проект «Кажык» дружного коллектива ДОУ №17 г. Кызыла «Кажык». Учитель-логопед детсада Шораана Кара-Сал поделилась опытом с коллегами о совместной деятельности с родителями по созданию самодельных дидактических материалов и изучению родного языка через национальную игру.

В дистанционном формате перед работниками дошкольного образования выступила руководитель Научного центра по сохранению, возрождению и документации языков России Института языкознания РАН, к.филол.н. Аржаана Сюрюн: о семейном воспитании на родном языке, о языковой ситуации в других национальных регионах страны и их опыте в решении проблемы сохранения родных языков.

Дискуссионная площадка затронула и сложности в обучении детей в дошкольных учреждениях, в том числе отметили нехватку методических материалов, отсутствие системного подхода в образовательном процессе, а также нехватку штатных единиц для педагогов тувинского языка, отсутствие курсов переподготовки и повышения квалификации для воспитателей. Как выяснилось, даже на ежегодный конкурс «Воспитатель года» приоритет отдается тем, кто работает в обучающей системе только на русском языке.

Любопытным и перспективным направлением для обучения детей педагоги назвали использование мультипликационных фильмов на родном языке. Уже сегодня ряд детских садов столицы начали создавать свой образовательный продукт, который можно тиражировать и размещать в социальных медиа и СМИ. Все предложения участников обсуждения будут включены в резолюцию форума «Тувинский язык – достояние народа».

Поделиться ссылкой: