Версия для слабовидящих

Сказительское искусство тувинского народа должно быть возрождено

Такое заключение было сделано на научно-практической конференции “Устный и музыкальный фольклор тувинского народа как часть нематериального культурного наследия народов Российской Федерации”, которое прошло. Обсуждение прошло в Центре тувинской культуры в рамках мероприятий регионального конкурса сказительского мастерства с международным участием «Тоолдуӊ чечени торгу дег чараш», который был организован с целью сохранения и развития уникальных самобытных традиций сказительского искусства.

В научно-практической конференции, проводившейся на средства гранта Союза исполнителей горлового пения хоомей Тувы и при поддержке Минкультуры Тувы, приняли участие ученые-исследователи народного творчества из Тувы, Хакасии, Алтая, Киргизии.
В пленарной части большой интерес и живую дискуссию вызвали доклад доктора филологических наук, директора Национального музея Тувы Каадыр-оола Бичелдея по теме “Хоомей как особый элемент тенгрианского нематериального культурного наследия”, доклад доктора филологических наук, заведующего сектором терминологии при Президиуме Национальной Академии наук Кыргызской Республики Талантаалы Бакчиева по теме “Современное состояние кыргызского сказительского искусства”, а также выступление кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника ТИГПИ при Правительстве РТ Зои Самдан на тему “Тоол ыдар чаңчылды эгидериниң аргалары” (Пути возрождения сказительского искусства и традиций”).

Неоднократно в ходе обсуждения прозвучало, что сказительское искусство многих народов, в том числе и тюркских, существует с древних времен. У его истоков, возможно, стоят погребальные плачи и песни, героические сказы и сказания, которые были вызваны необходимостью рассказать о победителях, о народных любимцах.
Сегодня сохранение сказительских традиций стало актуальной проблемой и некоторые этносы в мире на государственном уровне принимают решения официально, на законодательном уровне, признать устное народное творчество, в том числе и сказительское искусство нематериальным культурным наследием. В этом ключе большую роль может сыграть опыт таких стран как Киргизия, где еще 10 лет назад принят республиканский закон об эпосе “Манас” – трилогии, повествующей о подвигах легендарного батыра Манаса Великодушного, его сына Семетея и внука Сейтека, совершенных во имя защиты кыргызской земли от иноземных захватчиков, объединения народа в единое целое, сохранения свободы и независимости кыргызского народа, его духовных, нравственных, культурных, национальных и иных общечеловеческих ценностей. Манасчи или сказитель в Киргизии знает наизусть героический эпос и участвуя в конкурсах, представляет мастерство его исполнения. В соседней Монголии для сохранения сказительских традиций приняты нормативные документы о статусе сказителя, его обязательстве обучить и подготовить в течение пяти лет учеников, о финансовой поддержке со стороны государства его деятельности.

Общим знаменателем обмена мнениями стало то, что и в Туве нужно принимать меры для возрождения сказительства. Съезды, конкурсы сказителей в Туве, конкурсы народного творчества, организующиеся Центром развития тувинской культуры и ремесел, уже способствуют возрождению традиций. В этом чрезвычайно важном направлении ему нужна помощь и, в первую очередь, от исследователей устного народного творчества. Немаловажным фактором является популяризация тех бесценных научных знаний, историй и фактов, которые собраны учеными-этнографами, фольклористами, тувиноведами ТИГПИ.

В секционной части участники конференции рассмотрели такие вопросы как фольклор в образовательной программе школьников, роль устного народного творчества в зарождении детской прозы, образы героев в героических тувинских сказаниях, забытые тувинские игры и другие.

#Тыва#ТИГПИ#сказительскоеискусство#конкурссказителейТувы#устноенародноетворчество#нематериальноекультурноенаслениеТувы

Поделиться ссылкой: