https://www.high-endrolex.com/22

Театроведческий форум в Сибири

В конце прошлого года, в завершение Года театра в России в Горно-Алтайске состоялся первый в Сибири театроведческий форум «Эпическое наследие народов Евразии в сценическом воплощении». Идейным вдохновителем и главным организатором его была известный театровед Светлана Тарбанакова. Обычно на форумах и фестивалях встречаются актеры и режиссеры, на этот раз специальный грант министерства культуры России был выделен на форум людей, посвятивших свою жизнь исследованию театра.

На пленарном заседании с докладом «Эпическое наследие алтайского народа: прошлое, настоящее и перспективы развития» выступил старший научный сотрудник института алтаистики Аркадий Конунов. Андрей Борисов, народный артист РФ, Лауреат Российской национальной премии «Золотая маска» выступил с докладом «Якутский театр Олонхо – классический театр народа Саха», с докладом «Обряд «юх», интерпретированный как эпическая форма прототеатра в древнетюркской культуре» выступил профессор, завкафедрой театроведения Азербайджанского государственного университета культуры и искусства Айдын Талыбзаде, также прозвучали доклады «Эволюция фольклорного героя на казахской сцене» (профессор Казахской национальной академии искусств Сания Кабдиева), «Роль театра в сохранении национальной идентичности и языка» (руководитель литературной частью Татарского государственного академического театра Нияз Игламов), «Воплощение эпоса «Джангар» на сцене калмыцкого театра в XXI веке» (художественный руководитель Национального драматического театра имени Б. Басангова Борис Манджиев), «Башкирский театр: традиции и современность» (доцент кафедры истории и теории искусства Уфимской государственной академии искусств Айсылу Сагитова), «Сценическое воплощение алтайского героического эпоса» (заслуженный деятель искусств Республики Алтай, председатель Алтайского республиканского отделения Союза театральный деятелей Светлана Тарбанакова), «Эпос, национальная музыка на сцене национального театра» (заведующий музыкальной частью Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» Олег Чебодаев), «Олонхо»: традиции и современные культурные процессы в Якутии» (проректор по образовательной деятельности, заведующая кафедрой искусствоведения Арктического государственного института культуры и искусств Вера Никифорова).

Несомненно, для театроведов, исследующих творчество национальных театров наибольший интерес вызвал Якутский театр в целом, в лице Андрея Борисова, его постановки в Национальном драматическом театре Республики Алтай имени П. Кучияка эпоса «Маадай-Кара», а также спектакль-олонхо «Кыыс Дэбилийэ» в исполнении студентов кафедры театрального искусства Арктического государственного института культуры и искусств.

Спектакль  «Маадай-Кара» решен необычно, он разделен на три действа и все они происходили на разных площадках, как большое эпическое сказание, исполняемое не один вечер. Песнь 1. Фойе первого этажа театра. Рождение героя, сына Маадай-Кара в форме древневосточного храмового театра. Песнь 2. Большой зал театра. Освобождение Маадай-Кара. Эта часть решена в форме классического театра. Песнь 3. Фойе второго этажа. Победа над Эрлик Бием, восходит к традициям площадного театра. К каждой части режиссер избирал свою, оригинальную манеру исполнения.

В спектакле участвует практический весь состав театра, а также артисты Государственного национального театра танца и песни «Алтам». Постановка поражает своей монументальностью, массовостью, изобилием форм исполнительского искусства. Было ощущение, что режиссер показал все возможности существующего понятия «современный театр», чтобы поставить точку и окончательно перейти к новой, им самим созданной форме театрального исполнительства – театру Олонхо.

На следующий день был показан якутский эпос «Кыыс Дэбилийэ». Это не первая постановка, в 2000 году А. Борисов создал спектакль, в котором в заглавной роли выступила известнейшая артистка Степанида Борисова.  Студенты очень бережно отнеслись к режиссерским решениям А. Борисова, но продвинулись еще дальше к театру Олонхо. Они разработали особую пластику, жесты, звуковой ряд, в котором и природа, и человек слиты воедино, практически неразделимы. Этот театр не похож ни на какой другой, у него своя органика и гармония. Зритель понимает, что это древний и новый театр одновременно. Это современная форма исполнительского искусства и стало понятно, что при показе эпоса на сцене ныне существующий театр безнадежно устарел. Надо научиться понимать этот новый театральный эпический язык, надо растить уже не только нового актера, но и нового зрителя. И этот язык будет понятен всем народам мира! В книге об А. Борисове «Путь к театру Олонхо» написано: «Все народы вышли из своего культурного лона, но не все претворили свои ритуалы в высокую эстетику классического искусства. В 2005 году театр представил «Кыыс Дэбилийэ» японскому зрителю в Токио и Осаке. Стана древнейших театральных традиций и высоких эстетических требований приняла спектакль как самобытный классический театр народа саха. В апреле того же года в Якутске состоялась Презентация театра Олонхо. Если раньше все поставленное Борисовым так или иначе относили к театру Олонхо, то теперь со всей очевидностью театр Олонхо выделился в особую форму, определившуюся на рубеже XX и XXI веков в форму классического театра, к которой сознательно вел свою труппу Андрей Борисов». В 2024 году в Якутске откроется здание театра Олонхо круглой формы, в виде традиционного жилища саха.

В своем докладе Андрей Борисов сказал: «за визуализацией эпосов – будущее всех российских национальных театров». Это своеобразный манифест всех ведущих современных главных режиссеров театров республик Российской Федерации якутского – Андрея Борисова, калмыцкого Бориса Манджиева, татарского Фарида Бикчантаева, тувинского – Алексея Ооржака, алтайского – Эммы Иришевой с их многочисленными успешными постановками о прошлом своего народа и по фольклорному наследию. Не думаю, что кто-то из них начиная свою деятельность несколько десятилетий назад, в 1990-х годах, думал о том, что именно он создает поистине национальный театр своей республики! До 90-х в этих театрах шел процесс создания, накопления знаний о европейский театр, на базе которого все они были организованы русскими режиссерами, заимствования и только сейчас начинают создаваться подлинно народные театральные произведения. Все участники форума пришли к мнению, что он становится новой точкой отсчета в развитии национальных театров страны.

Эпос, фольклор, в целом культурное наследие определяют вектор развития современного национального искусства, являются основой преемственности мастеров искусств. И эта тенденция характерна не только для театрального искусства, но и для всех видов искусства республик Российской Федерации.

Кужугет Айлана Калиновна,

доктор культурологии

главный научный сотрудник, 

руководитель группы культурологии

статья напечатана 30 января в газете “Тувинская правда”

Поделиться ссылкой: