Мы в социальных сетях:
Мы в социальных сетях:

Территория Тувы – колыбель скифской культуры и тюркского мира

В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» начала XII века, авторство которого приписывают монаху Нестору, звучит знаменитое выражение «Откуда есть пошла Русская земля…».

Если перефразировать его как «Откуда есть пошла Тувинская земля…?», то в настоящее время, когда всему миру известны археологические находки из погребально-поминального комплекса Аржан-2 и расшифровка надписей древнетюркской орхоно-енисейской письменности, этот вопрос становится актуальным для нашего подрастающего поколения, да и для всех, кто интересуется историей нашей малой родины.

В этой краткой статье автор не претендует на истину в последней инстанции, но попытается озвучить научную гипотезу о том, что территория Тувы является колыбелью скифской культуры и тюркского мира. Но прежде, не углубляясь в различные научные концепции о происхождении термина “этнос”, которые существуют в научной среде, остановимся на общепринятом определении, что этнос (от греч. ἔθνος – народ) – это исторически сложившая устойчивая совокупность людей, объединенных общими объективными либо субъективными признаками: происхождение, единый язык, хозяйство, территория проживания, самосознание, внешний вид, культура, история, традиции и обычаи.

Происхождение и формирование тувинского этноса представляет собой сложный и длительный процесс, который охватывает многие века и даже тысячелетия и окончательно завершился во второй половине XVIII – начале XIX века. Это тема отдельного фундаментального научного труда. Поэтому в данной статье мне хотелось бы затронуть тему истоков зарождения скифской культуры и тюркского мира на территории Центральной Азии.

Да, скифы – мы!

Советская историческая литература в свое время характеризовала малые кочевые народы, в основном, как скотоводческие и занимающиеся охотой, рыбалкой, собирательством и в редких случаях земледелием. В настоящее время эти постулаты подвергаются сомнению, так как скифская культура и тюркский мир были достаточно развиты для того времени, о чем говорит как высокое мастерство скифских ювелиров, так и сложность древнетюркской рунической письменности.

Наиболее яркий след в зарождении общей культуры, хозяйства, традиций и обычаев на территории Тувы оставило скифское время (VIII – III вв. до н.э.). О кочевых народах, которые проживали в степях Причерноморья между Дунаем и Доном, одним из первых в своих исторических хрониках писал Геродот, при жизни которого эти народы называли скифами, сколотами или саками. Культура кочевников, которые проживали на бескрайных просторах Великого Евразийского степного пояса (от причерноморских берегов до Дальнего Востока), в исторической литературе известна, как «скифская культура». На территории Южной Сибири эта культура называлась «скифо-сибирской». Ученые выявили сходство у этих кочевых народов в обрядах захоронения, оружии и снаряжении воина, элементах одежды, но самый общий элемент, которое который всех объединяет – это знаменитый во всем мире древний стиль искусства, так называемый «звериный стиль». Однако нельзя говорить, что эти кочевые культуры были идентичны. У них имеются различные варианты, на которые наложили отпечаток местные особенности.

С Центральной Азии до Черного моря

Исторические памятники, открытые на территории Центрально-Азиатской части нашей Родины, свидетельствуют о том, что здесь зарождалась скифская культура, и в последующем – все, что связано с тюркским миром.

Если обратить внимание на территорию современной Тувы, то  наблюдается интересная картина. Знаменитые на весь мир курганы Аржан-1 (IX-VIII века до н.э., исследован М.Х. Маннай-оолом и М.П. Грязновым) и Аржан-2 (вторая половина VII века до н.э., раскопки К.В. Чугунова, А. Наглегра и Г. Парцингера) свидетельствуют о том, что кочевые народы, соорудившие их, имели высочайшую ремесленную культуру, в частности, по изготовлению ювелирных изделий. Особенно знаменита коллекция золотых украшений из царского кургана Аржан-2, большая часть, которой хранится в Национальном музее Республики Тыва. В них отчетливо прослеживается знаменитый скифо-сибирский звериный стиль. Похожая техника и качество исполнения, орнаментация и декор прослеживаются в золотых украшениях, найденных на памятниках скифского времени (V-IV вв. до н.э.) на территории Северного Причерноморья. Они в настоящее время хранятся в «золотой кладовой» Эрмитажа в г. Санкт-Петербурге. Сходство этих находок говорит о том, что скифская культура была широко распространена от берегов Черного моря до Центральной Азии.

Если сравнивать хронологию обнаруженных археологических артефактов, можно уверенно сказать, что «наше» золото бесспорно древнее на три-четыре столетия. То же самое можно сказать и по отношению к знаменитой «Алтайской принцессе Укока», время захоронения которой исследователи Н.В. Полосьмак, А.П. Деревянко датируют VI-III вв. до н.э., что опять же позже, чем Аржан-1 и Аржан-2. Изучение многочисленных памятников скифского времени позволило исследователям (С.А. Теплоухову, С.И. Вайнштейну, Л.Р. Кызласову, А.Д. Грачу, М.Х. Маннай-оолу и другим) на одной лишь территории Тувы выделить несколько отличающихся между собой культур, некоторое время сосуществовавших друг с другом – саглынскую (алды-бельскую), уюкскую (аржанскую), а также ряд этапов их развития и формирования. И процесс изучения генезиса скифского этноса Тувы все еще не завершен, но уже доказано, что территория Тувы, в частности, Уюкская долина, становятся значимым сакральным местом для ранних кочевников Евразийского степного пояса уже с IX в. до н.э.

Старше “Слова о полку Игореве” на 300 лет

Следующий факт, который заслуживает внимания – расшифровка древнетюркской орхоно-енисейской письменности. Еще с XVIII в., с начала формирования Сибирской коллекции Петра I, исследователям были известны камни с руническими письменами, но никто не знал, какой народ их сделал, их не могли расшифровать. В 1889 и 1891 гг. состоялись экспедиции Императорской академии наук в Центральную Азию под руководством Н.М. Ядринцева и В.В. Радлова, в ходе которой в верховьях Енисея в Туве и р. Орхон в Монголии были открыты новые памятники рунической письменности.

В 1893 году датскому ученому Вильгельму Томсену, искавшему истоки скандинавской рунической письменности, удалось благодаря находкам российских ученых расшифровать надписи, которые он идентифицировал в итоге как тюркские письмена. Это охладило его пыл, но российские ученые во главе с В.В. Радловым продолжили работу и перевели основную часть памятников орхоно-енисейской письменности. Выяснилось, что они были созданы на 300 лет раньше, чем «Слово о полку Игореве», и на 400 лет – «Сокровенного сказания монголов».

Это было свидетельством того, что в то время кочевые тюркские народы имели высочайшую культуру и письменность. В раннем средневековье на огромных просторах Средней и Центральной Азии, Южной Сибири и Северной части Монголии существовали различные объединения кочевых тюркских племен, которые в VI веке сформировались в мировую империю – Тюркский каганат.

В настоящее время во всем мире известно более 150 памятников древнетюркского рунического письма и около 5 тыс. единичных надписей по всей Центральной Азии. Крупные памятники были найдены в свое время на обширной территории современной Монголии, Тувы, Хакасии, Алтая и Киргизии. Особо хочется подчеркнуть, что 90 памятников из 150, т.е. 60 процентов находятся в Республике Тыва. Это свидетельствует о том, что именно здесь берет начало и стала широко распространяться эта древнетюркская руническая письменность, а, как мы знаем, основу всего тюркского мира составляет язык.

Таким образом, современные тувинцы, и особенно подрастающее поколение, должны понимать, что они живут на древней земле, которая является колыбелью для таких обширных мировых культур, как скифская и тюркская, и гордиться этим.

Вячеслав МАРТ-ООЛ,

кандидат исторических наук, директор Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва.

https://tuvapravda.ru/post/territorija-tuvy-kolybel-skifskoj-kultury-i-tjurkskogo-mira

 

Поделиться ссылкой: