Ученые-религиоведы ТИГПИ продолжают работу в рамках всероссийского проекта «Буддийские монастыри и храмы России: создание единой информационной базы данных». С этой целью они побывали в Тес-Хемском кожууне Тувы и приняли участие в районной научно-практической конференции, посвященной истории Самагалтайского хурээ.
Инициатором конференции стали библиотекари ЦБС Тес-Хемского кожууна. Поприветствовав участников, заведующая сектором религиоведения ТИГПИ при правительстве РТ, доктор религиоведения (PhD) Ульяна Бичелдей рассказала о целях и задачах масштабного федерального проекта в объявленный Президентом России Год сохранения культурного наследия “в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ”. Особый акцент ученый поставила на сопряженности этого вопроса не только с сохранением материального и нематериального культурного наследия, но и с перспективами социально-экономического, в том числе и туристического, развития территории, духовного просвещения людей.
Председатель администрации Тес-Хемского кожууна Чингис Тогаачы поблагодарил ученых ТИГПИ за важную для республики научно-исследовательскую работу и выразил надежду на дальнейшее тесное сотрудничество с ТИГПИ в свете грядущей в 2023 году знаменательной даты – 260-летия первой столицы Тувы. К этому времени, по словам руководителя, будет завершено новое хурээ, в строительстве которого принимают все жители района.
Известно, что активное возведение монастырей и дуганов на территории Тувы началось в конце XVIII века. Если первый храмовый комплекс – Кыргыс хурээ в Эрзине – был построен в 1772 году, то Самагалтайский – Оюн хурээ – возведен в 1773 году по инициативе первого тувинского амбын-нойона Оюна Дажы. Эта историческая дата считается и датой возникновения первой столицы Самагалтая.
Вместе с тем существуют источники, которые указывают и на более раннее время строительства в Тес-Хеме первого крупного храма Тувы – 1660-1662 годы. Считается, что на берегу реки Дыттыг-Хем в то время действовало передвижное хурээ в виде войлочной юрты. Позже оно было перенесено в другое место близь современного села Чыргаланды, но и оттуда по решению буддийских лам его перевезли – уже на современное место районного центра. Существует и еще одна версия, которую придерживается Народный писатель РТ, поэт и журналист Кара-Куске Чооду. Уроженец Тес-Хемского кожууна, 86-летний ветеран считает, что был еще четвертый перенос Самагалтайского монастыря в местечко, известное сегодня как село Шуурмак. Однако по разным причинам буддийский объект позже вернулся на прежнее место.
Самагалтайское хурээ было самым большим храмовым комплексом и состояло из девяти дуганов. Каждый из них имел свое название в честь конкретных буддийских божеств или в честь человека, отличившегося своими заслугами: Махакала, Чоксун, Шойраа, Сан, Омнээ, Шонер, Номна, Сандуй, Ажикай. Последний был построен на средства богатого оюннарского нояна Ажикая. Изображение, наиболее полное и близкое к существовавшему монастырю, отмечают в картине первого тувинского профессионального живописца Сергея Ланзы, тоже уроженца Тес-Хемского кожууна. Сегодня на месте хурээ – обычные улицы села.
Выходец из Тес-Хема заслуженный журналист РФ, поэт и прозаик Александр Шоюн рассказал участникам конференции о другом буддийском объекте, построенном позже Самагалтайского хурээ – Шалык хурээ в местечке Деспен среди гор в нескольких километрах от современного села О-Шынаа. Выезд после конференции поисковой группы позволил зафиксировать примерную точку, где находился по предварительному обследованию небольшой дуган с пристройкой.
Напомним, что в Год сохранения культурного наследия народов России, исследователями из Москвы, Бурятии, Забайкальского края, Тувы и Калмыкии реализуется проект «Буддийские монастыри и храмы России: создание единой информационной базы данных», рассчитанный на 2022-2023 годы. Тувинская часть проекта «Выявление и исследование объектов буддийского историко-культурного наследия Республики Тыва: создание базы данных» под кураторском Института востоковедения РАН осуществляется при поддержке Главы Тувы.
По результатам исследований будет сформирован реестр памятников буддийского культурного наследия и составлена карта Тувы с обозначением мест расположения разрушенных и действующих хурээ, а также других сакральных и священных для тувинцев мест.
#Тыванаука#ТИГПИ#религиоведение#ГодсохранениякультурногонаследиянародовРоссии#сакральныеместавТуве#буддизмвТуве