Версия для слабовидящих

В Шагонаре на «круглом столе» с участием ученых ТИГПИ, педагогов и учащихся школ кожууна обсудили актуальные вопросы воспитания детей и молодежи

В рамках месячника, посвященного Дню Науки, по приглашению администрации г. Шагонара, кожунного управления образования, отдела туризма и гостеприимства управления культуры Улуг-Хемского кожууна, а также заместителя председателя администрации г. Шагонар по социальной политике Ии Тюлюш научные сотрудники ТИГПИ Cветлана Донгак, Надежда Серээдар, Арина Дугаржап и Соруктуг Шивитпей выступили на Круглом столе по теме: «О некоторых проблемах воспитания в современном тувинском обществе». Участниками мероприятия стали учащиеся и учителя отдельных школ Улуг-Хемского кожууна.

Тему разговора задал учитель музыки и дополнительного обучения Алдын-Белек Норбу. В своем выступлении он отметил роль горлового пения в тувинской культуре, пояснив, что хоомей, исполнение которого сопровождается таким инструментом, как бызаанчы – это неотъемлемая часть тувинской культуры, прочно вошедшая в плоть и кровь, в менталитет тувинского народа. Учитель рассказал, что, услышав мелодичное исполнение на бызаанчы, даже самые непослушные дети становятся спокойными, а на глазах у некоторых из них появляются даже слезы…Выступление учителя сводилось в целом к бережному отношению к горловому пению, в том числе соблюдению запрета на исполнение его женщинами, поскольку их голоса в данном случае не отличаются от мужских. А-Б.О. Норбу отметил, что музыкальное образование является важной частью воспитания молодежи и надо прививать в ней понимание и любовь к музыке. Это отвлекает молодых людей, парней от ненужных, а порой и вредных занятий.

К А-Б.О. Норбу присоединилась С.Ч. Донгак, вспомнив историю 1993 года, когда она присутствовала при разговоре известного в Туве хоомейжи О.О. Маржымала и немецкого ученого Э.Таубе. Тогда на вопрос ученого из Германии – почему нельзя исполнять хоомей женщинам – О. О. Маржымал ответил, что хозяевами горлового пения являются местные горные духи, и что это мужское занятие. Эти правила также были одними из инструментов женского воспитания в тувинской семье. В целом, отношение к звукам у тувинцев было строгим, особенно это касалось неприятных — свиста, ругани, криков, которые находились под запретом – сегодня об этом также нельзя забывать.

Говоря о некоторых современных проблемах в тувинском обществе, в частности, преступлениях, которые совершаются при помощи ножа (за него в отдельных случаях хватаются даже женщины), С.Ч. Донгак отметила, что в отношении к нему в старой Туве придерживались определенных правил. Так, после использования ножа в хозяйстве по назначению, его обязательно убирали в посудный ящик или ножны, острие ножа не должно было быть повернуто вверх, т.е. в сторону Неба. По представлениям тувинцев нож – это острый предмет, он может начать «действовать», поэтому он должен находиться в спокойном состоянии. Например, ножичек, с помощью которого было произведено холощение скота или топор, которым оглушали крупное животное перед его умерщвлением, заворачивали в белую тряпицу или тонкий белый войлок на 3 или 7 дней, с тем, чтобы «успокоить» или «очистить» их. Такое уважительное отношение к острым предметам современная молодежь должна знать и следовать им: не носить без надобности нож, потому что вытащив его в ненужный момент, человек может не только нанести вред другому, но и навсегда испортить свою жизнь. Следует придерживаться старых правил, которые соблюдали традиционные тувинцы, и дома.

О состоянии и проблемах тувинского языка в настоящее время рассказала к.филолог.н. Н.Ч. Серээдар. На многочисленных примерах ученый рассказала об искажениях, которые допускают современные тувинцы не только в разговорной речи, но и особенно в письме. К сожалению, грамматические ошибки допускают не только школьники, но и взрослые люди, нарушая правила литературного языка. Такое невнимательное, а порой и небрежное отношение к родному языку, постепенно может привести к его угасанию.

Выступление Н.Ч. Серээдар было основано на сравнительных примерах того, как относятся к родным языкам в некоторых национальных республиках. Так, в Татарстане, например, все надписи в общественных местах начинаются с татарского, что автоматически заставляет людей, особенно молодежь, учить язык. Знание родного языка является главным условием сохранения тувинского народа, поэтому подрастающее поколение должно быть его активным носителем.

Живой интерес у собравшихся учителей и учеников вызвало сообщение главного специалиста научного архива ТНИИЯЛИ А. Т. Дугаржап. На основе архивных материалов она рассказала об административном устройстве современного Улуг-Хемского кожууна в период нахождения Тувы в составе Цинской империи (1757-1912гг). В своем выступлении автор не просто назвала сумоны и арбаны, но и имена тех, кто стоял во главе их. Это был небольшой, но очень интересный краткий экскурс в прошлое Улуг-Хемского кожууна.

Интерес собравшихся вызвало также выступление начинающего ученого, главного специалиста сектора литературоведения С. Ш. Шивитпей. Касаясь проблем воспитания в современном тувинском обществе, он поделился некоторыми своими наблюдениями взаимоотношений между родителями и детьми. На его взгляд, в настоящее время существует некоторое отдаление между ними. В какой-то степени, это связано с современными средствами коммуникации, как интернет, мобильные телефоны и пр., когда родители и дети больше заняты ими, чем общением друг с другом. Здесь особую внимательность по отношению к себе и детям должны проявлять родители, чтобы воспитать достойных людей. С другой стороны, молодые люди тоже должны проявлять бдительность к своим действиям, к своему поведению, чтобы не совершать в жизни ошибок. Силу интернета молодые люди могут повернуть в свою сторону, беря из него положительные моменты: изучать иностранные языки, школьные предметы, историю и культуру других народов, брать примеры с исторических личностей или современников, которые достойным образом жизни, действиями оставили свое имя в истории.

Итоги работы Круглого стола подвела И.И. Тюлюш, подчеркнув, что разговор был полезным для всех присутствующих. Она высказала мнение о необходимости продолжения подобных мероприятий, направленных на комплексное воспитание подрастающего поколения с учетом не только современных реалий, но и старых традиций, которые сложились на многовековом практическом опыте тувинского народа.

Поделиться ссылкой: