Истинный ценитель духовной культуры тувинцев (к юбилею З.Б. Самдан)

Есть люди, которые до боли души понимают необходимость глубинного изучения и сохранения духовной культуры своего народа, без которого невозможно развитие современной культуры и всех видов искусства, и своим посильным трудом, «умственной восприимчивостью» (по Д.С. Лихачеву) и творчеством влияют на этот важный для процветания республики процесс. К таким людям относится Зоя Баировна Самдан – фольклорист (сказковед, мифолог), литературовед, настоящий ценитель духовного наследия тувинцев, Заслуженный деятель науки РТ, ведущий научный сотрудник сектора фольклора ТИГПИ.

Из множества книг Зои Баировны можно выделить ее сборники статей «Тыва чогаалдың кокпалары-биле» («По тропам тувинской словесности», 2005) и «Хранители духовной культуры» (2011 г.), которые пронизаны мыслью о том, что нация, словно могучее дерево, крепка своими корнями: историей, культурой, языком, обычаями и традициями. В них поднимаются вопросы, уходящие далеко за пределы фольклористики и литературоведения:

– традиции и обычаи – в деле воспитания подрастающего поколения;

– известный памятник фольклора народов Центральной Азии, эпос «Гэсэр»  – страницы истории  в книге дружбы;

– незатухающий огонь великих тувинских сказителей: Баазаная, Манная и благородной матери-сказительницы Салчак Бичен;

– удивительная судьба фольклориста с тибетским именем Дхарма (Учение Будды) –  Дарымы О.К-Ч.;

– тайна вечных письмен – надписей на каменных стелах;

– генеалогическое древо Народного писателя Тувы Степана Сарыг-оола;

– волшебный ключ драмы-эссе Эдуарда Мижита «Кто ты, Субедей-Багатур?»;

– бег скакуна Сылдыс-Шокара – на тувинской сцене и другие.

В трех частях книги, посвященных тувинскому народному творчеству, древним памятникам письменности и известным современным писателям, собраны статьи-размышления о духовном богатстве народа, могучей очищающей силе и огромном потенциале тувинского искусства.

Ученым прослежены пути развития народного творчества со времени  древнетюркских письмен до актуальных вопросов современной тувинской литературы. В форме заметок, выступлений и научного исследования Зоя Баировна рассматривает прошлое, настоящее и будущее непрерывного литературного процесса, который не может происходить в отрыве от развития  общества.

Первые материалы книги датированы началом 1990-х годов. Это было время преобразований  в национальных республиках, когда только начинались ставиться вопросы о суверенитете, провозглашении национального языка государственным языком, возрождении народных традиций и религии народа – время  нового этапа в развитии национального самосознания. Книга интересна тем, что сегодня мы можем сделать сравнительный анализ прошедших лет  и реально увидеть достигнутый за этот отрезок времени результат.

Более 20-ти лет назад во многих выступлениях З.Б. Самдан были  поставлены вопросы не только от лица  ученого,  но и от болеющего душой за тувинскую культуру члена общества, тревожащегося за сохранение родного языка, традиций  и возрождение духовного наследия  предков. Тогда воспитание подрастающего поколения  на основе народных традиций и педагогики только становилось  требованием времени. Сегодня разработаны специальные программы, издаются учебники и пособия по народной педагогике.

Пример бережного и созидающего отношения к своему прошлому мы можем проследить на примере изучения древнетюркских памятников. В 1993 г. на международном симпозиуме, посвященном  100-летию дешифровки орхоно-енисейской письменности,  ученые ТНИИЯЛИ – тогдашний директор института Ю.Л. Аранчын и З.Б. Самдан – ставили вопрос о том, что пришло время понять роль и значение оставленных нашими предками памятников, вывести их из  научных рамок исследования и  сделать достоянием широкой массы, провести ряд мероприятий. Нельзя забывать, что, как во все времена, письменные  памятники являются свидетельствами  истории человечества, неотъемлемой частью культуры, языка, религии, традиционного мировоззрения и неразрывной нитью, связывающей прошлое и  будущее. Сегодня многое из высказанных предложений воплотилось в жизнь. В учебную программу  школ, средних и высших учебных заведений республики включено  изучение памятников орхоно-енисейской письменности, изданы  учебники и художественные произведения. Вышли в свет издания поэтического сборника «Кюль-тегин» на тувинском,  русском, древнетюркском, турецком языках. Известным писателем Э. Мижитом написана историческая драма «Кюль-тегин», постановка которой является одной из ярчайших страниц тувинского муздрамтеатра.

Процесс духовного возрождения  отражается в статьях З.Б. Самдан о национальных праздниках. Например, в 1995 г. в г. Улан-Удэ проводилось широкомасштабное празднование  1000-летия героического эпоса народов Центральной Азии «Гэсэр».  Автор книги отмечает это событие как пример преклонения перед историческим прошлым и устным народным творчеством людьми разных поколений. В национальных праздниках каждого народа, как в  зеркале,  отражаются его обычаи, развитие искусства, науки, национального самосознания. Это свидетельство его духовного богатства. Поэтому интерес к обычаям и традициям народа,  их возрождение  и изучение формируют чувство гордости  за свой  народ у молодежи. Самое главное в проведении такого рода мероприятий – не столько внешняя сторона, состоящая из ношения национальной одежды и умения играть в народные игры, сколько духовный  подъем народа. Цель будет считаться достигнутой в том случае, если после мероприятия  будут приняты образовательные  программы, изданы научные труды, и культура получит дальнейшее развитие.              

На 50-летии Союза писателей РТ некоторыми тувинскими писателями были высказаны опасения о том, что прерывается преемственность в кругу критиков и литературоведов. Однако сегодня мы отмечаем новые исследования следующего поколения литературоведов, изданы монографии и сборники статей, увидел свет I том «Истории тувинской литературы». Новая страница тувинского литературоведения начата не без участия старшего поколения ученых, и главным  наставником литературоведов сегодня является З.Б. Самдан. Исследование   тувинской литературы продолжается… 

В сборнике публицистических статей  «Хранители духовной культуры» освещена жизнь и деятельность ярчайших личностей, оставивших неизгладимый след в тувинской культуре и науке – Народных писателей Тувы С.А. Сарыг-оола и М.Б. Кенин-Лопсана; большого ученого, организатора тувинской гуманитарной науки Ю.Л. Аранчына и бурятского ученого-фольклориста и литературоведа А.Б. Соктоева; известного ученого-фольклориста и литературоведа, учителя Зои Баировны –  А.К. Калзана, а также известного собирателя и популяризатора тувинского фольклора О.К.-Ч. Дарымы, получившего у своих учеников имя «Народный ученый».

С большой любовью и преклонением написаны Зоей Баировной статьи о духовно-заповедном месте проживания тувинского этноса – сумоне Цэнгэл Баян-Улэгейского аймака Монголии.

 Также с интересом можно читать статьи Зои Баировны о незатухающем огне  тувинских сказителей: Монгуше Хургул-ооле из Сют-Холя, Достакай Кара-Сал из Овюра; рецензию на пьесу А. Конгара «Бора-Шайның Улуг-Хам кадай»; статью о благородной матери, депутате Т.Б. Куулар; о достойных, талантливых мужчинах Бай-Тайги – К.М. Саая, С.Х. Кочаа, В.Ш. Салчаке и других. И, конечно же, особое место в книге занимают статьи по тувинской фольклористике, ее истории и современном состоянии, о 9-ом слете народных сказителей и певцов Тувы (2008 г.).

Все эти статьи – размышления Зои Баировны о духовном богатстве народа, о неразрывной связи науки с народом – знатоками и носителями национальной духовной культуры тувинцев. Этим подтверждается мысль о том, что автор этих книг сама является настоящим ценителем и хранителем тувинской духовной культуры. В гуще описываемых событий она сначала была учеником, слушателем,  а потом – энтузиастом, непосредственным деятелем, участвующем в творческом процессе сохранения истоков для будущих поколений, процессе на стыке строгой науки и не менее взыскательной устной словесности народа.

  В данной книге представлен также подробный анализ театральной постановки драмы-эссе Э. Мижита о великом полководце Субедее. Тема служения народу и родине остается во все времена актуальной. И  воплощенная  замыслом режиссера А. Ооржака драма уже более 10 лет изумляет и восхищает зрителей на театральных подмостках  страны и различных международных фестивалей. То же самое можно сказать и о спектакле «Эгил, эжим, эгил!» («Вернись, мой друг, вернись!») по мотивам поэмы А. Даржая. Это свидетельство таланта тувинского народа и,  несмотря на сказочный  сюжет, отражение реальной жизни. Переходя из уст в уста, этот редкий  и красивый образец легенды о скакуне Сылдыс-Шокар вернулся к народу в новом сценическом обличье, как история вечной борьбы  добра и зла, таланта и зависти.

  Каждому человеку Природой и Судьбой дан дар, который наполняет его духовным содержанием, устремленностью в будущее, красотой добрых поступков, который нужно беречь, развивать и совершенствовать. Этой главной идеей пронизаны  научно-популярные исследования З.Б. Самдан, которые появились в результате многолетних духовных исканий. Если в душе каждого из нас будет жить образ прекрасного, великолепного и в то же время беззащитного жеребенка Сылдыс-Шокар – образ победы Добра над Злом, Таланта над завистью, Добродушия над агрессией – мы сохраним свою поистине бесценную, вечную национальную культуру и духовность, о чем пишет в своих книгах, надеется и верит Зоя Баировна Самдан.

 

Мижит Л.С., к.ф.н., ученый секретарь ТИГПИ.

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply