Версия для слабовидящих

Круглый стол «Пространственное развитие Республики Тыва, постановка проблемы и перспективы» состоялся

14 августа накануне Дня республики состоялся круглый стол, на тему: «Пространственное развитие Республики Тыва, постановка  проблемы и перспективы». Инициатором проведения круглого стола выступил Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально – экономических исследований. Инициатива института была поддержана Министерством экономики Республики Тыва. Для этой цели Тувинским государственным университетом был выделен конференц-зал.

Модератором круглого стола выступил заместитель министра экономики Республики Тыва Ренат Чадамбаевич Ооржак.

Перед участниками круглого стола выступил научный сотрудник сектора истории и культуры ТИГПИ Асонычев  Антон Анатольевич с докладом «Истоки пространственной организации: торговля Тувы в дореволюционный период».

Советский фактор в пространственно-экономическом развитии Тувы раскрыл в своем выступлении доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора истории и культуры  ТИГПИ Моллеров Николай Михайлович.

Неподдельный интерес у участников круглого стола вызвало выступление кандидата экономических наук, директора Тувинского  института гуманитарных и прикладных социально – экономических исследований Донгака Буяна Алексеевича на тему «Пространственное развитие Тувы на современном этапе и перспективы».

Так после доклада Донгака Б.А. слово попросил  Чимит-Доржу Байырович Ондар – советский, российский политический деятель, Председатель Совета Министров, Верховного Совета Тувинской АССР, Народный депутат РСФСР (1990—1993), депутат Госдумы России (2003—2007), ныне Председатель Общественной палаты Республики Тыва, который отметил, что ранее он думал, что в Туве есть только один институт- ТИКОПР, ученые которого считают, что к устойчивому развитию Республики Тыва есть только один путь – глубокая переработка углей республики, другой альтернативы нет. Однако, для глубокой переработки углей необходимы миллиарды рублей инвестиций.  Он сказал, что неоднократно обращался  к ученым ТИКОПРа, в том числе и по вопросу пассажироперевозок.

Доклад директора ТИГПИ Донгака Б.А. произвел на него неизгладимое  впечатление. В докладе  он услышал ответы на вопросы, которые его ранее волновали, в том числе  по пассажироперевозкам. Он с огромным восторгом и удовлетворением  отметил, что оказывается в Туве есть светлые ученые головы, и они находятся с Тувинском институте гуманитарных и прикладных социально – экономических исследований, что оказывается в институте исследуют не только лучшие практики истории, но предлагают перспективные пути решения современных проблем республики. Он пообещал, что впредь по волнующим его вопросам, будет обращаться в ТИГПИ.

 Не менее эмоциональную оценку докладу Б.А. Донгака дал Монгуш Хонук-оол Доржуевич – Председатель Совета при Главе Республики Тыва по поддержке гражданских инициатив. В частности, он отметил, что любая работа не спориться без тувинских частушек, в то же время совершенно серьезно он предложил   заслушать доклад Буяна Алексеевича Донгака по пространственному развитию Тувы на заседании  Совета при Главе Республики Тыва по поддержке гражданских инициатив.

В обсуждении доклада Донгака Б.А. приняли участие практически все присутствовавшие, прозвучали разные предложения, но главный вывод работы круглого стола состоит в том, что разработки ученых Тувинского института гуманитарных и прикладных социально – экономических исследований, основанные на исследованиях лучших практик Тувы позволяют не только обозначать проблемы на современном этапе, но и предлагать перспективные пути их решения.

В связи с указанным, ниже приведены ключевые моменты доклада.

Донгак Б. А. свое выступление начал с  выдержки из проекта Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года о том, что пространственное развитие Российской Федерации необходимо   для целей устойчивого развития страны.

Также была приведена выдержка из ПОСЛАНИЯ Главы Республики Тыва Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва о положении дел в республике и внутренней политике на 2018 год «2018 год – старт стратегии территориального развития. Тува-2030», новые социальные инициативы запускают не только демографический рост. Они потребуют перезагрузки всей экономической политики, её разворота на то, о чем мечтает любой человек. А это простые и понятные каждому вещи: свой дом, хороший детский сад, надежная больница, классная школа, город, в котором хочется жить, страна, которой гордишься.

         Именно на примере простых и понятных каждому вещах, докладчик показал  причины централизации Тувы и г. Кызыла на современном этапе. В частности, он отметил, что в городе Кызыл, в сравнении с кожуунами,  имеются качественное образование для детей, возможность трудоустройства (временно или долгосрочно), квалифицированное  медицинское обслуживание, центры культуры и досуга, более широкий выбор товаров и услуг, скорость оформления документов и возможность строительства жилья (не приобретение). Все эти факторы естественным образом отразились на динамике роста численности населения г.Кызыл. В 1939 году численность населения города Кызыл составляла 10 тыс. чел., в 2018 году население города Кызыла достигло 116, 98 тыс. чел.        

По мнению выступавшего, неконтролируемая централизация Тувы происходит с 90-х гг. и привела к  появлению таких проблем, как:

отток сельского населения (квалифицированных кадров, интеллигенции и молодежи) в столицу Республики Тыва;

сокращение финансовых потоков и социальной инфраструктуры в кожуунах;

не освоение доступных и богатых ресурсов в перифериях (потеря хозяев территорий – угроза перехвата ресурсов хозяйствующими сообществами из других регионов и других государств);

экономика г. Кызыла не выдерживает роста транспортных потоков, в том числе пассажироперевозок;

очереди в детсады и переполненные школы города (3-х сменное обучение);

нарушение градостроительных норм в г.Кызыле;

рост социальной напряженности в определенных районах и территориях столицы. 

По прогнозам численность населения городского округа г.Кызыла в  2024 году составит 118,97 тыс. чел, а к 2030 году достигнет 122,44 тыс. чел., в  то время,  как пропускная способность г.Кызыла составляет 80-90 тыс.чел..

Решить упомянутые выше проблемы, по мнению докладчика,  возможно. Однако, для этого необходимо осуществлять управляемую децентрализацию:

передать некоторые  функции государственного управления от центральных органов власти местным, в полном смысле этого слова;

выровнять пространственное развитие территории республики;

создать субэкономические зоны или центры экономического роста на территории Тувы, без привязки к административно администрати́вно-территориа́льному деле́нию;

эффективно  использовать территориальные ресурсы;

создать 5 центров  экономического роста (территория одного или нескольких муниципальных образований, в пределах которой локализованы динамично развивающиеся субъекты экономической деятельности);

реализовать в центрах  экономического роста социальную модель: образование – трудоустройство – свой дом – семья – наставничество;

         Исходя из анализа статданных численности населения, а также с помощью методов математического моделирования по мимо г. Кызыл, центрами экономического роста, согласно расчетов, могут быть с. Самагалтай,  г. Чадан, с. Кызыл-Мажалык, г. Шагонар.

По прогнозам численность населения Республики Тыва в 2024 году  составит 328,00 тыс. чел., а  к 2030 г. достигнет 339,30 тыс. чел. В связи с указанным, с 2020 г. докладчик, рекомендует, не строить садики и школы в г. Кызыле, так как строительство хотя бы одного садика или  школы в г. Кызыле спровоцирует отток сельского населения Тувы на 2%.

Взамен предложил он усиливать образование и медицину в центрах экономического роста, в частности, создать хорошие детские сады, классные школы (не ниже уровня гослицея), надежные больницы (поликлиники), образовательные организации среднего профессионального образования, а также филиалы ТувГУ, как минимум, в каждом центре экономического роста, в соответствии с экономической специализацией.

В Туве необходимо развивать предпринимательство с  их концентрацией  вокруг центров экономического роста, создавать  крупные и средние сельскохозяйственные перерабатывающие предприятия (аналогичные мясокомбинату, располагавшемуся  в западной части Советской Тувы), совершенствовать местные системы поддержки бизнеса (банки, индустриальные парки, логистику, участие в электронном ритейле экологически чистых несинтетических продуктов (спрос на них возрастет  в разы и республика  должна быть готова занять нишу в производстве экологически чистых товаров), стимулировать рост внутреннего потребления местных товаров, рост объемов экспорта, развивать инфраструктуру сферы гостеприимства,  строить адаптированные к жестким природно-климатическим условиям республики, современные коттеджные поселки, а также особняки на чабанских стоянках (дом чабана или арата в радиусе досягаемости к центрам экономического роста, с хорошими детсадами и школами),  стимулировать строительный рынок на местах, реализовывать  новую градостроительную политику во всех экономических центрах роста (или зонах).

Каждый человек, его семья, дети, независимо от месторасположения будут чувствовать себя защищенными, так как у них будет «Мой дом – моя крепость».   

По данным Тывастата  всего в промышленном секторе экономики Тувы занято около десяти тысяч человек. Удельных вес в общей численности занятых в экономике составляет около восьми процентов. Вопрос чем заниматься  остальной части населения?

Как руководитель Тувинского института гуманитарных и прикладных социально – экономических исследований Донгак Б.А. полагает, что важно   сохранить традиционную культуру тувинского народа как этноса и преумножить её с помощью усовершенствования и модернизации традиционных этнотехнологий, широкого использования их в производстве этнотоваров и услуг премиум класса. Важно сохранить язык тувинцев. При утверждении на должность руководителей кожунного и сумонного уровня, рекомендовал бы, ответственным за кадровую политику лицам, проверять  кандидатов на знание  2-х государственных языков.

Тувинский народ, с сохранившимися духовно – нравственными традициями и ценностями сможет не только выживать, но и производить и расширять ассортимент  премиум этнопродукции и этноуслуг.

Донгак Б.А. привел выдержки из ПОСЛАНИЯ Главы Республики Тыва о том, что в правительстве республики  достаточно много времени и сил уделяется проекту «Одно село – один продукт». В дискуссиях по проекту естественным образом вышли на масштабные задачи взаимоувязанности всех производств на селе, выстраивания эффективной логистики агропромышленного комплекса. По сути,  вышли на кластерный подход к организации республиканского АПК.

Донгак Б.А наглядно продемонстрировал математические расчеты, обосновывающие создание 5 центров  экономического роста (зоны) для организации этнокластеров предпринимательства,  распределенные по транспортному фактору.

Этнокластер, по мнению ученого, позволит объединить  такие понятия, как кластерная организация предпринимательства и этническое хозяйство по производству экологически чистой продукции, основанной на традиционных технологиях.

Целью кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере этнического хозяйства тувинцев является повышение эффективности функционирования субъектов предпринимательства в условиях новой экономики, поскольку отраслевая форма организации кластеров не обеспечивает решение указанных выше проблем централизации республики. Необходимо создать новый тип производства, основанный на межотраслевых взаимоувязанных технологиях и решениях.

Межотраслевая кластеризация этнического хозяйства в Туве позволит создать  благоприятную среду для нововведений не только в сельском и традиционном хозяйствовании коренного населения, но и  в рамках развития предпринимательства  обеспечит гибкое изменение  структуры производства в сторону повышения доли эффективных центров экономического роста, также позволит развивать социальную инфраструктуру, в том числе и отрасли  образования и здравоохранения, жилищного строительства.

Модель размещения предприятий и организаций  в специфических этнокластерах с учетом этнокультурных факторов будет способствовать  обогащению теории размещения производств и систем управления в рамках децентрализации экономики республики.

Этнокластеризация, таким образом, один из эффективных  инструментов децентрализации республики и даст эффект сглаживания пространственной поляризации социально-экономического развития республики, будет способствовать оптимальному  размещению производительных сил и равномерному распределению  и развитию социальной инфраструктуры, развитию предпринимательства, сохранению и поддержки в целом экосистемы Тувы.

Реализация губернаторских проектов, таких как, «Одно село – один продукт», «Корова – кормилица»,  «Кыштаг для молодой семьи», «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием» показали, что тувинский народ, как этнос, с его традиционными ценностями достаточно мобилен и дееспособен. Реализация данных проектов позволила восстановить утраченные производительные силы, накопить ресурсы, в том числе трудовые, электронные (цифровые), образовательные. Сама жизнь требует объединения  производительных сил и ресурсов в этнокластеры и  для этого все предпосылки созданы.

Кстати, в своем докладе Буян Алексеевич сумел учесть и исторический опыт тувинского народа, о котором до него участникам круглого стола раскрыл Моллеров Н. М..

В докладе д.и.н. Моллерова Н.М. «Советский фактор в пространственно-экономическом развитии ТНР» отмечена роль внешнего фактора в формировании пространства Тувы: китайского, монгольского, корейского и российского (советского). Особое внимание уделено роли советского фактора в пространственно-экономическом развитии тувинского государства. Отмечено, что с помощью Советского Союза, идя по пути социалистической модернизации, Тува смогла создать широкую инфраструктурную сеть экономических производств. Ключевую роль в развитии ее экономики играли советско-тувинские акционерные общества: Тувинценкооп (торговля), Тувинбанк (финансы), Горный отдел Тувинбанка (золотопромышленность), Совтувтранс (транспорт). За период ТНР сложились инфраструктуры: финансовая, торговая, промышленная, транспортная, энергетическая, телефонно-телеграфная, медицинская, образовательная, культурно-просветительная. В ТНР эффективно работали и являлись «точками роста»: золотопромышленность, кустпромкооперация, тожземы и сельхозартели (колхозы). В то же время с карты Тувы в процессе демодернизации исчезли заимки, частные предприятия и торговые заведения. В докладе со ссылкой на соавтора японского экономического чуда профессора Сабуро Окито проводится мысль, что при разработке региональной программы пространственного развития необходимо опираться не только на западный, но и отечественный, в том числе и тувинский опыт.

Также он обратил внимание участников круглого стола на то, что  В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию в 2018 г. предложил «подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны». Понятно, что при  разработке такой программы должен быть учтен мировой опыт.  Но не только мировой. Не менее, а может быть и более важен собственный отечественный опыт. Надо только уметь его теоретически обобщить и правильно применить.

После живого обсуждения доклада директора ТИГПИ Б.А. Донгака заместитель министра экономики Республики Тыва Ренат Чадамбаевич Ооржак подытожил работу круглого стола.

В частности он сказал, что Государственная политика регионального развития Российской Федерации нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе посредством снятия инфраструктурных ограничений и максимально полного использования потенциала регионов и городов. Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации” предусматривается подготовка принципиально нового для России типа документа, сочетающего в себе подходы стратегического и территориального планирования, – Стратегии пространственного развития Российской Федерации (далее – Стратегия), призванная стать «проекцией» социально-экономических приоритетов развития на территорию, оценить сложившуюся систему расселения в Российской Федерации, дать предложения по ее гармонизации. Стратегия должна определить приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации, а также меры по их достижению и решению. В Стратегии представлены отрасли перспективной эффективной экономической специализации Республики Тыва, к ним относятся: растениеводство и животноводство, и предоставление соответствующих услуг в этих областях; лесоводство и лесозаготовки; производство металлургическое; производство готовых металлических изделий, кроме машин  и оборудования; производство прочих готовых изделий.

В завершение работы круглого стола  Заместитель министра экономики Республики Тыва Ренат Чадамбаевич Ооржак выразил благодарность всем присутствовавшим  за заинтересованное обсуждение такой актуальной для Республики  Тыва темы, как её пространственное развитие.

 

Вед. науч. сотрудник Отдела сопровождения

губернаторских проектов и научной информации

Ховалыг Н.К.-К.

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply