Версия для слабовидящих

Дополнить проект Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года

Сегодня, 28 ноября, во втором зале Дома правительства состоялось заседание Совета по поддержке гражданских инициатив при Главе Республики Тыва, на котором обсуждался проект пространственного развития Республики Тыва, разработанный кандидатом экономических наук, директором Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований Б.А. Донгаком.

Свой доклад «Пространственное развитие Республики Тыва: постановка проблемы и перспективы» Буян Алексеевич начал с выдержки из ПОСЛАНИЯ Главы Республики Тыва Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва «О положении дел в республике и внутренней политике на 2018 год «2018 год – старт стратегии территориального развития. Тува-2030», в котором Шолбан Валерьевич отметил, что «новые социальные инициативы запускают не только демографический рост, они потребуют перезагрузки всей экономической политики, её разворота на то, о чем мечтает любой человек. А это простые и понятные каждому вещи: свой дом, хороший детский сад, надежная больница, классная школа, город, в котором хочется жить, страна, которой гордишься».

Именно на примере простых и понятных каждому вещах докладчик представил членам совета проблемы в пространственном развитии республики на современном этапе.  Он напомнил, что в 1939 году численность населения города Кызыла составляла 10 тыс. чел., в 2018 году население города Кызыла достигло 116, 98 тыс. человек.

Неконтролируемая централизация Тувы происходит с 90-х гг. и приводит к  появлению таких проблем, как:

отток сельского населения (квалифицированных кадров, интеллигенции и молодежи) в столицу Республики Тыва;

сокращение финансовых потоков и социальной инфраструктуры в кожуунах; 

неосвоение доступных и богатых ресурсов на периферийных территориях республики.

По мнению разработчика, такая тенденция может привести к потере хозяев территорий республики – освоению ресурсов хозяйствующими сообществами из других регионов и других государств.

Докладчик отметил, что экономика г. Кызыла не выдерживает роста транспортных потоков, в том числе пассажироперевозок, очереди в детсады и переполненные школы города (3-х сменное обучение) становятся постоянно действующей проблемой города Кызыла, перенаселение Кызыла влечет необратимые изменения в облике города, растет социальная напряженность в определенных районах и территориях столицы. 

По прогнозам численность населения Кызыла в  2024 году составит 118,97 тыс. чел, а к 2030 году достигнет 122,44 тыс. чел., в  то время,  как пропускная способность составляет 80-90 тыс.человек.

Решить упомянутые выше проблемы,  возможно. Однако, для этого необходимо осуществить  управляемую децентрализацию, передать некоторые  функции государственного управления от центральных органов власти местным, в полном смысле этого слова,  выровнять пространственное развитие территории республики, создать субэкономические зоны или центры экономического роста, без привязки к административно администрати́вно-территориа́льному деле́нию республики,  эффективно  использовать территориальные ресурсы, создать 5 центров  экономического роста (территория одного или нескольких муниципальных образований, в пределах которой локализованы динамично развивающиеся субъекты экономической деятельности), реализовать в центрах  экономического роста социальную модель: образование – трудоустройство – свой дом – семья – наставничество;

Исходя из анализа статданных численности населения, а также с помощью методов математического моделирования помимо г. Кызыл, центрами экономического роста, согласно расчетов, могут стать с. Самагалтай,  г. Чадан, с. Кызыл-Мажалык, г. Шагонар.

Донгак Б.А. предложил усиливать образование и медицину в зонах  экономического роста, в частности, создать хорошие детские сады, классные школы (не ниже уровня государственного лицея), надежные больницы (поликлиники), образовательные организации среднего профессионального образования, а также филиалы ТувГУ, как минимум, в каждой зоне экономического роста, в соответствии с экономической специализацией этой территории.

Расчеты показали, что в Туве необходимо развивать малое и среднее предпринимательство вокруг центров экономического роста, создавать  крупные и средние сельскохозяйственные перерабатывающие предприятия, совершенствовать местные системы поддержки бизнеса.

Важно с помощью экономических механизмов стимулировать рост внутреннего потребления местных товаров, создавать производства традиционной экологически чистой продукции на экспорт, развивать инфраструктуру сферы гостеприимства,  строить адаптированные к жестким природно-климатическим условиям республики, современные коттеджные поселки, стимулировать строительство современных особняков на чабанских стоянках. Дом чабана или арата должен находится в радиусе  досягаемости к зонам экономического роста, с хорошими детсадами и школами, доступом к интернету, ай-ти технологиям. Это позволит стимулировать строительный рынок на местах, реализовывать  новую градостроительную политику во всех экономических зонах роста.

Сформировавшиеся в процессе реализации губернаторских проектов  производительные силы нуждаются в объединении сырья и ресурсов для создания крупных непрерывных сельскохозяйственных производств, независимо от времени года.

Каждый человек, его семья, дети, независимо от месторасположения будут чувствовать себя защищенными, так как у них будет «Свой  дом – своя крепость».    

Разговор получился эмоциональным.  Общественники отметили, что этот масштабный в своем роде, проект пространственного развития Республики Тыва,  разработанный и предложенный снизу, с  использованием методов математического моделирования и  информационных технологий заслуживает внимания и поддержки Главы Республики Тыва и может дополнить проект Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года. 

 

Ведущий научный сотрудник Н. Ховалыг

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply