https://www.high-endrolex.com/22

18 декабря 2015 г. ТИГПИ провел Республиканский круглый стол на тему «Проблемы алкоголизма в Республике Тыва: состояние и пути решения”

      Работу круглого стола открыла директор института  М. М.-Б. Харунова, которая поблагодарила представителей  из разных районов республики, прибывших  для участия в работе  круглого стола.    Перед собравшимися с  приветственным словом выступил    заместитель Председателя Правительства Республики Тыва, руководитель Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва Дамба-Хуурак Анатолий Партизанович.

       Он  напомнил присутствующим, что в 2006 году только от убийств в республике было потеряно  244 человека, а   2013 году количество преступлений этой категории сократилось до 144. Также он рассказал, что  постоянно отслеживает информационное пространство, в котором  по его мнению,   стали появляться  интересные суждения, свидетельствующие, о том, что  общество постепенно отходит от стадии безразличия, переходит   к  стадии  осмысления всего происходящего. Оказывается при встречах со студентами,   он часто задает вопросы молодым людям: какими они видят своих будущих  жен? с бутылкой  пива в руке или нет? И большинство молодых людей ему отвечали, что они хотят видеть  своих жен хранительницами  домашнего очага, заботливыми матерями своих детей, носительницами настоящих женских качеств. Также Анатолий Партизанович  рассказал, что в Администрации Главы Республики Тыва с этого года на дежурства в праздничные и выходные дни,  в основном выходят мужчины, в том числе  молодые. Это делается для того, чтобы женщины  имели возможность больше времени посвящать своей семье.  Руководитель Администрации Главы  отметил, что алкоголь – самое большое зло, что эту проблему необходимо обсуждать,  находить пути её решения. Он выразил надежду на то,  что научное сообщество внесет свой весомый вклад в решение  проблемы алкоголизма.

     В качестве спикера, в  работе круглого стола принял участие  – депутат Верховного Хурала Республики Тыва Ондар Омак Владимирович.  

     С основным докладом «О вреде алкоголя по тексту«[История] происхождения водки и наставление, разъясняющее [ее] пользу и вред»,  составленномуизвестным индийским Гуру Падмасамбхавой, которого в Тибете называют еще и Гуру Ринпоче «Драгоценный Учитель» выступила  С.Ч. Донгак – зав. сектором этнографии, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ТИГПИ.

       Свой доклад она начала со слов, что  как  и  некоторые народы мира, в том числе и кочевые, предки тувинцев употребляли алкоголь – арага, однако в традиционном тувинском обществе проблемы, связанной с алкоголизмом не существовало. Это основывалось на тувинских традициях, основанных на определенных представлениях как эмпирического, так и астрального порядка. 

Эмпирический опыт тувинцев (что вредно для здоровья), предопределил порядок употребления алкоголя.  Во-первых, его употребляли только летом, когда в изобилии было коровье молоко и его производные, в частности, кислый напиток хойтпак, т.к. его выводили способом выварки именно из него, поэтому в остальное время года арага практически отсутствовал.  Во-вторых, даже не долгое время его пития, показывало свои отрицательные стороны, что способствовало формированию правил его употребления. Так, алкоголь практически был недоступен для людей репродуктивного возраста, т.е. примерно до 40 лет. Алкоголь не пили также люди старше 60 лет. Запрет для молодых понятен, что же касается старых людей, то это было продиктовано не столько здоровьем, сколько подготовкой к смерти – очищением помыслов, чтением мантр, а также элементарным чувством – не выглядеть некрасиво перед молодым поколением.

 Докладчик отметила, что отрицательные стороны употребления алкоголя способствовали формированию знаний более высокого уровня, к примеру, возникновению такого понятия, как арага – аза сартыы – «арага – остаток чертова угощения» или возникновению поговорки – араганыӊ бажынга чам үнер – «во главе алкоголя – грязь [ссоры, споры] выходят» и т.д. Однако, представления и традиции, сформированные в классическом, кочевом тувинском обществе стали отступать под влиянием внешних факторов, таких, как вхождение Тувы в состав Цинской империи (1757 г.) и особенно после Пекинского договора, заключенного между Россией и Китаем в 1860 г., согласно которому разрешалась беспошлинная торговля между двумя странами.  В погоне за прибылью и конкуренции между собой русские и особенно китайские купцы в большом количестве стали завозить в Туву водку и спаивать тувинский народ, о чем  свидетельствуют труды  дореволюционных авторов. Известный сторонник тувинцев Иннокентий Георгиевич Сафьянов писал так: «…китайцы скоро наводнили всю Сайотию вместе со своими товарами и водкой, которая в первое время заняла в жизни сайота видное место и принесла всему народу такой ущерб, который теперь и учесть невозможно!»[1]. «Все, что было хорошего, замерло; пьяный разгул царил всюду; люди умирали от страшной отравы; гибель, казалась, неизбежной, и вдруг совершенно неожиданно зимой 1912 года весь народ, как один человек, проснулся от тяжелого сна и выгнал всех китайцев из родной земли….торговые склады, вместе с находящейся в них водкой, сожжены разгневанным народом!»[2].

Второй отход от традиций  начался уже в советское время, конкретно, с 1950-х гг., когда водку можно было купить не только в бутылках, но и, по словам наших информантов, на разлив, как пиво. Для тувинцев, у которых организм не способен расщеплять водку, это привело к достаточно быстрой алкоголизации некоторой части населения. Постепенно это привело к сегодняшней ситуации, которую мы наблюдаем, и которой мы встревожены. В этих обстоятельствах, наряду со всеми видами борьбы с алкоголизацией, необходимо вспомнить и использовать буддийские традиции, поскольку они, в конечном итоге, также основаны на жизненных знаниях.

Буддизм является и Учением, и религией, в нем есть тексты, касающиеся  алкоголя. Самым известным из них является терма или тайный текст, составленный известным индийским Гуру Падмасамбхавой.

Особенностью терма является то, что это сокрытые тексты, обладающие особым смыслом и силой. Такие тексты обнаруживаются там и тогда, когда в этом появляется необходимость, т.е. в нужное время. То, что текст, касающийся вреда алкоголя сегодня доступен нам, значит, в нем есть необходимость.

В тексте Гуру Падмасамбхавы говорится, что водка была изобретена еще 4386 кальп тому назад, царем демонов, который позавидовал Будде по имени Лунный Свет, имевшему много учеников. Однажды, когда царь демонов спал, его гений-хранитель по имени Великий Грозный Черный ниспослал ему сновидение, посоветовав найти следующие восемь:

1. мозг свирепого белого льва;

2. пену из пасти разъяренного слона;

3. жало ядовитой змеи;

4. мед злой пчелы;

5. слюну бешеной собаки;

6. костный мозг девяти демонических плясунов;

7. зрачок волка, пожиравшего мертвецов;

8. утробную кровь женщины-демоницы.

Смешав их, можно увести учеников от Учителя. Царь демонов собрал эти ингредиенты, и из этой смеси появилась водка.

Буддийские тексты, на кажущуюся необычность (особенно для современных людей), заключают в себе не только глубоко сакральные, но и знания, основанные на практических примерах. Так, говоря о компонентах водки, Гуру Ринпоче рассказывает о воздействии каждого из них на человека, выпившего ее, а также результатах, которые он получит в итоге.

  1. Так, если возобладает первый ингредиент, т.е. яд мозга свирепого

белого льва, то человек, выпивший водку:

во-первых, вообразит, что нет никого превыше его и начнет презирать Три Драгоценности – Будду, Его Учение (Дхарму) и Его последователей (Сангху). Как результат – падет в ад или получит  рождение в трех дурных областях;

во-вторых, начнет оскорблять  высоких ханов и князей (в наши дни – высокопоставленных людей), в результате – подвергнется наказанию;

в-третьих, начнет ссориться и драться с равными себе товарищами, в результате – разлучится с ними.

  1. Если возобладает пена из пасти разъяренного слона:

во-первых, человек будет недоволен тем, что другие люди порицают водку, говоря: «Почему порицают водку, которую подносят в жертву Буддам и которую пьют высокие правители?» поэтому, заступаясь за нее (в тувинской среде иногда за нее заступаются, говоря, что водка относится к «белой», т.е. молочной пище и поэтому ее надо «уважать»), начнет браниться и сквернословить;

во-вторых, будет хотеть пить водку.

III. При преобладании жала ядовитой змеи:

– человек будет выводить людей из терпения, оскорблять их и копаться в чужом грехе (про таких людей в тувинском обществе говорят – чалчык кижи).

IV.  Когда начнет преобладать мед злой пчелы:

– человек не сможет отказаться от водки.

V.  Если начнет преобладать слюна бешеной собаки:

человек будет ввязываться в ссоры и драки с другими людьми, как результат – получит ушибы и увечья (а в наши дни может и погибнуть).

VI. При яде костного мозга девяти демонических плясунов:

во-первых, у человека раскалится и вскипит костный мозг рук и ног, поэтому он не сможет спокойно сидеть или лежать, а будет вскакивать и поднимать шум и гам.

 во-вторых,  если сядет на коня (в наши дни – за руль), то помчится, не обращая внимания на овраги и ущелья, на реки и скалы, и в результате упадет и разобьется.

VII. При зрачке волка, пожиравшего мертвецов:

во-первых, угасают глаза и тускнеют, отчего он не может даже моргать. Человек ничего не будет ясно различать и ум его омрачится.

во-вторых, из-за того, что в состав входит мясо трупа, лицо человека становится безобразным и серым, как пепел.

VIII. При преобладании утробной крови женщины-демоницы:

– от человека уйдет родившееся вместе с ним божество, а его место займет царь демонов. И тогда:

«…от поступков того человека 84000 его пороков воспылают и низвергнется (он) в область дурных перерождений, в Вечный и прочие ады, где подвергнется всяческим адским мукам»[3].

В Тексте Гуру Падмасамбхава говорит также о том, что по поведению пьяного человека можно сказать, кем он был в своем прошлом рождении. Согласно буддийской философии сансара или круговорот бытия состоит из шести областей, в которых живут следующие живые существа: 1) тенгрии – небожители; 2) асуры – полубоги; 3) люди; 4) животные; 5) преты – голодные духи; 6) существа ада.

Сознание каждого умершего существа, в зависимости от совершенных им при жизни деяний, может получить рождение в одном из этих шести миров. Гуру Ринпоче далее указывает так: «Дело вот в чем. Когда водкой опьянены люди, возродившиеся из областей тенгриев и людей, то их тела, речи и души (сознание) не ослабевают. Рассудок становится тверже и спокойнее. Говорят они справедливые слова и ведут себя кротко.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области асуров, то они сквернословят, ссорятся и дерутся. Ведут себя весьма недостойно – завистливы и скупы.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области адов, то они беспричинно рыдают.

Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области животных, то они не могут вымолвить ни слова и [только] бормочут, став тупыми и немыми, как скот»[4].

Далее в тексте Гуру Падмасамбхава выделяет две группы людей, которым нельзя пить водку: первые это – монахи, вторые – цари, князя и прочие, т.е. верхушка общества. Здесь также следуют последствия принятия алкоголя.

Те из монахов «… кто выпьет водки хотя бы даже с росинку, удерживающуюся на кончике травинки, то не будет более учеником Будды. Те из монахов, кто будет пить водку, как бы впадут в безумие и станут невоздержанны в делах тела, речи и мысли. … В душе своей возлелеют все пороки, в том числе похоть, гнев, невежество, гордыню, скупость и зависть»[5].

Падмасамбхава говорит ученикам-монахам и послушникам: «Зачем вы говорите: Буддам-то подносят водку, а нам ее запрещают пить?». Но ведь вы-то, не достигшие степени будд, не можете пользоваться их дарами.

…Когда подносят водку Хранителям святого учения, благословляя ее с пожеланием, чтобы она обратилась в пять видов мяса и пять видов нектара, те [Хранители], примешивая к ней яд пяти пороков всех живых существ, выпивают все, избавляя этим существ от их грехов. В число пяти видов мяса входят человечье, лошадиное и собачье мясо. Вы должны будете съесть их.  В число пяти видов нектара входят «вонючая» и «очень вонючая» жидкости». Это человеческие моча и кал.  Вы, невзирая на отталкивающий вид, должны будете многократно испить их, как будто это нектар. Если сможете сделать это – вам будет дозволено пить водку. Если не сможете – будет запрещено»[6].

Далее Гуру Падмасамбхава обращается к верхушке общества говоря так: «И еще выслушайте-ка внимательно, цари, князья, сановники и прочие знатные люди, следующие святому Учению [Будды]. Водка имеет такие названия: «Водка, порождающая безумие», «Водка, дающая [иллюзию] мужества», «Водка, делающая высокомерным», «Водка, заставляющая похваляться богатством», «Водка, ведущая к расточительству», «Водка, побуждающая к неосмотрительности».

«Водка, порождающая безумие». Если цари и знатные правители станут пить водку, то будут поступать как безумные, не ведая, что прилично и что неприлично, не отличая добродетели от порока, правды от лжи, истины от заблуждения. Не будучи в состоянии разобраться в клевете, прослывут в этой жизни плохими людьми, а в последующих перерождениях из-за того, что не знали [основ] принятия и отвержения добра и зла, претерпят все муки дурной участи, о которых упоминалось прежде.

«Водка, дающая [иллюзию] мужества». [Пьяный мнит себя] героем потому, что не  боится порочить Три Драгоценности; не ведает, что будет наказан за оскорбление царя и сановников; не знает, что в результате ссор и драк потеряет родных и друзей.

«Водка, делающая высокомерным». [Выпив] водки, низкорожденный начинает изображать из себя высокородного, простолюдин – вельможу, бедняк – богача, глупец – мудреца, невежда – ученого.

«Водка, заставляющая похваляться богатством». Кто, [выпив водки], похваляется: «У меня много золота и серебра. У меня много имущества и скота», но, когда другие просят, не дает ничего – тот презренный богатей. Кто, [выпив водки], похваляется: «У меня много еды», но когда у него собирается много людей, то еды не хватает, – тот презренный богатей.

«Водка, ведущая к расточительству». От водки становятся такими щедрыми, что, отдавая коня, сами остаются пешими, отдавая одежду, сами остаются нагими, отдавая пищу, сами голодают.

«Водка, побуждающая к неосмотрительности». От водки становятся настолько неосмотрительными, что преждевременно отдают то, что следовало бы отдать попозже; преждевременно говорят то, что следовало бы сказать попозже; обещают то, для чего не настало время.

Далее Гуру Падмасамбхава говорит о последствиях употребления алкоголя на физическом уровне и его отрицательном влиянии на последующие перерождения человека. Если пьянствовать, то:

«Во-первых, физическая сила пойдет на убыль.

Во-вторых, лицо станет некрасивым, покроется морщинами, исхудает и огрубеет.

В-третьих, язык закоснеет и будет нести вздор.

В-четвертых, ум отупеет.

В-пятых, умрете не ведая, какие плоды принесут вам добрые и дурные деяния в этом и последующих перерождениях.

В-шестых, в этом перерождении все будут презирать и унижать вас, говоря: «Вот явился этот назойливый пьяница!»

В-седьмых, водка порождает болезни без помощи других ядов, поскольку сама подобна сильнодействующему яду и обладает большим отравляющим действием. [От потребления] водки возникают четыре заболевания: бешенство, обморок, помрачение рассудка и скопление излишнего воздуха и желчи, вызываемое закупоркой сосудов, по которым текут кровь и животворная сила. Хотя все они могут появиться и по другим причинам, но в большинстве своем [симптомы отравления водкой] таковы: от избытка воздуха болит голова, учащается дыхание, бросает в дрожь, во сне мерещатся покойники и прочие кошмары. От [избытка] желчи поднимается температура, пропадает голос, слабит, кружится голова, моча приобретает зеленоватый цвет, краснеют глаза. От [избытка] слизи болит голова, тянет в сон, знобит, отнимаются конечности. В общем, проявляются симптомы всяческих болезней.

В-восьмых, в последующих перерождениях будете испытывать муки трех видов дурной участи, о которых речь шла уже выше. Если же возродитесь в мире людей, то будете слабоумны и скверного характера»[7].  Так поведал [Падмасамбхава].

Таково в самой общей схеме Учение, проповеданное Учителем Падмасамбхавой относительно водки и вреде ее употребления. Этот текст был переведен с монгольского на русский язык Д. Ёндоном и А. Сазыкиным  и впервые напечатан в 1986 г. в сборнике «Mongolika».

Завершая свой доклад, ведущий научный сотрудник сектора этнографии  С.Ч. Донгак заключила, что  знания относительно вреда алкоголя необходимо возрождать и среди нас, тувинцев. Это будет только способствовать преодолению  алкоголизма в Туве.

Также перед участниками круглого стола выступили:   Кужугет Раиса Борисовна – директор Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва о социальном сиротстве,  как последствии алкоголизма родителей.  

Чудурук Оксана Бугажыковна, клинический психолог Республиканского наркологического диспансера Республики Тыва о профилактике алкоголизма  среди населения Республики Тыва. 

Ооржак Наталья Доржуевна сотрудник Научно- исследовательского института  медико-социальных проблем  и управления РТ, к.б.н. об алкоголизме и его последствиях: смертности населения Республики Тыва от внешних причин.



[1] Сафьянов И.Г. Прошлое и настоящее сайотского народа // Урянхай дептер. Том пятый. – М., 2007. – С. 297.

[2] Там же. – С. 302.

[4] [История] происхождения водки и наставление, разъясняющее [ее] пользу и вред, изложенные наставником Падма-Самбхавой // Буддизм России. – 1995. № 24. – С.7.

[5] Там же. – С.8.

[6] Там же. – С.8.

[7] [История] происхождения водки и наставление, разъясняющее [ее] пользу и вред, изложенные наставником Падма-Самбхавой // Буддизм России. – 1995. №24. С.10.

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply