Тувинским институтом гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований проведены семинары на тему: «Подготовка аналитических материалов» для сотрудников подведомственных учреждений Министерства образования и науки Республики Тыва, таких, как
ГБОУ РТ «Республиканский Центр дополнительного образования детей» (26 февраля),
ГБОУ РТ «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения “Сайзырал” (4 марта),
ГБОУ РТ «Центр развития воспитания» (14 марта).
Лекции об основных принципах и этапах информационно-аналитической работы для участников семинара прочитала ведущий научный сотрудник отдела маркетинга и коммуникаций Тувинского института гуманитарных и прикладных исследований Ховалыг Наталия Куске-Караевна.
Лектор обратила внимание слушателей на то, что аналитика, как интеллектуальная деятельность, стала решать задачи различного характера, возникающие в таких сферах, как экономическая, политическая, социальная. А аналитический документ является основой принятия тех или иных управленческих решений.
На примере принятия Закона Республики Тыва от 29 декабря 2002 года № 1049 ВХ-1«О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка», согласно которому:
«выплачивается ежемесячное пособие на ребенка до достижения имвозраста шестнадцати лет в размере 121 рублей (на учащегося общеобразовательной организации – до окончания им обучения, но не более чем до достиженияимвозраста восемнадцати лет)»,
(В Алтайском крае пособия на детей назначаются до трех лет)
«размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на 100% надетей одиноких матерей, на 50% – на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, с применением районных коэффициентов»
были показаны последствия принятия неправильного управленческого решения. Так, начиная с 2002 года количество одиноко проживающих граждан увеличилось в 2,5 раза, количество семейных ячеек, состоящих из 2-х человек (мать и дитя) возросло в 2,3 раза.
Принятие выше указанного закона стало экономической основой для роста количества одиноких матерей с детьми и родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, а также ускорило процессы разрушения института семьи, способствовало формированию психологии иждивенчества у детей с малых лет.
Принятие такого управленческого решения произошло вследствие недостаточной информационно-аналитической работы. Необходимо помнить, что информационно-аналитическая работа состоит из двух частей – информационной работы, поиска, сбора, хранения, распространения информации, а также аналитической работы – анализа, переработки, преобразования информации, разработки выводов, предложений, рекомендаций и прогнозов. Цель любой аналитики – подготовка информационной основы для принятия оптимальных управленческих решений.
Анализ от греч. analysis – сравнение, разложение, расчленение, мысленное структурирование исследуемого объекта на составные части.
Обратный ему процесс: .
Синтез (греч. synthesis – соединение, составление) – мысленное соединение частей объекта.
Анализ -начальный и синтез – конечный этапы научного исследования.
При подготовке аналитических материалов необходимо соблюдать:
Закон тождества, согласно которому предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, т. е. А есть А, где А – мысль.
Закон противоречия, который позволяет обнаруживать и устранять противоречия, возникающие при объяснении тех или иных фактов и явлений. Из двух противоречащих друг другу суждений одно ложно, а другое истинно. Третьего не дано.
Закон исключенного третьего, согласно которому нельзя уклоняться от признания истинным одного из двух противоречащих друг другу суждений и искать нечто третье между ними.
Закон достаточного основания, который требует доказательства полученных выводов.
Аналитик всегда должен доказывать свои суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность своих высказываний.
В аналитической информации должны быть отражены и доведены до руководства альтернативные точки зрения.
Основная цель информационно-аналитической работы – содействовать информационно-аналитическому обоснованию принятия того или иного управленческого решения.