Версия для слабовидящих

«Встречи в ТИГПИ» возобновили свою работу

Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований  возобновил традиционные “Встречи в ТИГПИ”.  Первую встречу, состоявшуюся  02 марта 2018 года,    открыла Ученый секретарь института, кандидат филологических наук Людмила Салчаковна Мижит. 

Гостем института стал Президент Ассоциации коренных малочисленных народов  Республики Бурятии, духовный лидер сойотского народа Бурятии, настоятель Окинского (Аха) дацана – лама Данзан-Норбу Аюшеев.

Лама Данзан-Норбу ранее несколько раз приезжал в Туву. Первый раз он посетил республику в начале 1990-ых годов, будучи юным  хувараком (тув. хуураком). В то время он сопровождал своего духовного наставника гелонга Данзан Хайбзуна Самаева.  

В 2016 году  Норбу лама принимал участие в работе III-ей международной Конференции «Буддизм в третьем тысячелетии: тенденции и перспективы развития», состоявшейся 7-9 сентября в г. Кызыле.  

В этот раз он приехал по приглашению Правительства Республики Тыва в качестве  руководителя делегации  коренных малочисленных народов Бурятской Республики, для участия в работе регионального  информационно-обучающего семинара по  вопросам коренных малочисленных народов России,  который проходил с 28 февраля по 3 марта в г. Кызыле.

Норбу лама также является экспертом Глобального Форума по сохранению снежного барса и его экосистемы. От имени сойотского народа, чьи родовые места входят  в территорию обитания восточно-саянского ирбиса, он  постоянно принимает участие в международных сетевых мероприятиях «Земля снежного барса». В сеть входят  такие страны, как Монголия, Таджикистан, Кыргызстан, а также Алтай и Бурятия. В рамках указанного проекта   ежегодно  у подножия самого высокого хребта Восточных Саян под предводительством Норбу ламы сойоты проводят церемонию поклонения Тэнгри, силам природы, в том числе и снежному барсу.  

На «Встрече в ТИГПИ» Норбу лама подробно рассказал молодым исследователям о деятельности Ассоциации коренных малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, а также о работе очередного семинара, проходившего в г. Кызыле под эгидой Правительства Республики Тыва. В этот раз темой  семинара  был выбран вопрос оказания юридической помощи малочисленным народам и их правового просвещения. Такие форумы периодически проводятся в субъектах Российской Федерации, в которых проживают эти народы – носители  уникальной  культуры.

В организации и проведении семинара в Туве, в первую очередь, было заинтересовано Агентство по делам национальностей Республики Тыва. По итогам  семинара местные власти приобрели полезный опыт в организации взаимодействия с представителями тувинцев-тоджинцев и жителями Тере-Хольского и других кожуунов, приравненных к северным территориям. Решения, принятые на семинаре,  несомненно, станут основой документа, который будет направлен в управление Сибирского федерального округа.

По словам Норбу ламы, в число обсуждаемых вопросов вошли  проблемы сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, их материального и нематериального культурного наследия.    

В работе семинара приняли участие представители  10 коренных малочисленных народов Сибири (КМНС). Приглашенные члены управления Всероссийской Ассоциации коренных народов подробно рассказали об основных механизмах защиты  прав коренных народов в субъектах Российской Федерации. По утверждению Норбу ламы, на данный момент самым трудным является вопрос подтверждения национальной принадлежности коренных малочисленных народов.  

Во время встречи с молодыми сотрудниками ТИГПИ Норбу лама подчеркнул, что в Конституции Российской Федерации  особое место уделяется правам названных народов. В России существуют 34 отделения Ассоциации коренных малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Они традиционно проживают в 28 регионах страны. Их численность составляет около трехсот тысяч человек.  

 Во время встречи с молодыми научными сотрудниками ТИГПИ Данзан-Норбу лама также рассказал о своем духовном наставнике – Данзан Хайбзун Самаеве, познакомил  с его биографией, деятельностью и основными идеями. Участники встречи узнали, что при всех многочисленных своих светских обязанностях, Норбу лама занимается увековечиванием наследия своего учителя. В настоящее время главной его заботой является строительство «Академии ноосферных исследований» в Тункинском районе, начатого еще гелонгом Данзан Хайбзуном.

Гелонг Данзан-Хайбзун Самаев родился в 1954 г. в самом западном районе Бурятии, в предгорьях Восточных Саян – в горной Оке (традиционное название на сойотском языке – «Аха», что означает «старший брат»).  

Он обучался на восточном факультете Ленинградского университета, а затем продолжил обучение на факультете иностранных языков Бурятского государственного педагогического института, в Монгольском государственном университете, Буддийском институте  монастыря Гандан Монголии, Институте диалектики в Дхармасале Индии.

 В 1990 году  получил  посвящение от Его Святейшества Далай-Ламы XIV-го, и тем самым,  он стал гелонгом – единственным буддийским духовным лицом на всей территории СССР, принявшим полный монашеский обет.

В 1992 г. лама Данзан Хайбзун Самаев  создал экологический просветительский центр “Ахимса-Альтруизм-Арюун” (ныне “Аригун”),  стал его президентом, а  затем духовным наставником централизованной буддийской религиозной организации “Майдар”.

В 1994-1998 избирался депутатом Народного Хурала Республики Бурятия. Будучи народным избранником предпринял действия по сохранению и реставрации   «Атласа тибетской медицины», хранящегося в Бурятии.  

За заслуги в возрождении буддийского учения 31 марта 1998 г. гелонг Данзан Хайбзун Самаев   был награжден орденом Достоинства Георгия Российской палаты личности.  

По личной инициативе гелонга впервые  Россию и Бурятию  посетили такие известные проповедники буддийского учения, как Камтрул Ринпоче, настоятель Гоман-Дацана – Лобсан-Тенба и Лама Дени из Франции. 

Гелонг Данзан Хайбзун   принимал активное участие в международных конференциях по вопросам религии, образования и экологии в Индии, Японии, Сингапуре, Малайзии, Таиланде, Шри-Ланке, Сирии, Англии, Франции и США.

Как было сказано выше, лама Данзан Хайбзун  внес значительный вклад в дело сохранения «Атласа тибетской медицины». Эта работа начинается со слов наставлений  ламы Кэнсура Агвана-Нима, который поделился своими мыслями по содержанию атласа, уникального памятника буддийской культуры.   По рекомендациям ламы Кэнсура, лама Данзан Хайбзун  приступил к работе по сохранению “Атласа тибетской медицины”.

В 1994 году Данзан-Хайбзун Самаев в Америке познакомился с передовыми технологиями по сохранению и хранению музейных экспонатов подобного рода. Реставрацию «Атласа тибетской медицины» возможно было осуществить только в Америке, причем с вывозом из Бурятии. Для исполнения поставленной задачи понадобились немалые деньги. На период   осуществления проекта, для вывоза Атласа из Советского Союза в США и проведения там его реставрации, Лама Самаев избирается депутатом Народного Хурала Республики Бурятия. Используя депутатские полномочия и при поддержке своих единомышленников, он договаривается о проведении реставрации  атласа в Америке.   

В итоге проведения сложной работы и организации множества переговоров с обеими сторонами (в Бурятии были не только сторонники вывоза Атласа, но и противники). Экспонирование Атласа, как за рубежом, так и в Москве, успешно состоялось. На вырученные деньги и благодаря спонсорской помощи, а также при поддержке единомышленников, Атлас удалось отреставрировать, поместив каждую его   страницу в особую защитную капсулу.        

После реставрации Атлас  благополучно был возвращен в Бурятию.  По утверждению музееведов, буддологов и других специалистов по сохранению уникальных книжных памятников, полная сохранность данного   раритета   обеспечена.  

В июле 2005 года, во время проведения празднеств в честь Грядущей Будды Майтреи Лама Данзан-Хайбзун Самаев уходит из этого мира. Учитель духовно был очень тесно связан с этим Божеством. Поэтому ежедневную свою жизнь и дела он старался посвящать  созданию условий для прихода Майтреи. О своем скором уходе учитель знал заранее и даже предупредил об этом своих ближайших учеников. Он попросил, чтобы его останки были кремированы у подножия горы, согласно буддийской традиции.

 

В день его ухода был проведен ритуал, посвященный божеству Майтрее. Удивительно то, что  пока шел этот хурал гелонг Данзан Хайбзун Самаев пребывал в полном сознании. По окончании молебна,  минута в минуту, гелонг Данзан Хайбзун покинул этот мир.

При жизни Данзан Хайбзун лама не занимался проповедованием, а только давал наставления тем, кто  в этом очень сильно нуждался. Он имел классическое буддийское и прекрасное светское образование. И потому, наверное,  обладал умением – увидеть Восток глазами европейца, в то же время,  он отчетливо видел: что мешает современным людям понять буддизм.  

Завершая свой рассказ о своем наставнике, Норбу лама, открыл собравшимся интересный факт, что гелонга Данзан Хайбзуна Самаева его  последователи считают перерождением   наставника Далай-ламы XIII – Агвана Доржиева.

По окончанию «Встречи в ТИГПИ» от имени научного коллектива института ученый секретарь – Людмила Салчаковна преподнесла гостю в дар третий том «Истории Тувы».

С подробной информацией о сойотах Бурятии можно  ознакомиться на сайте ru.m.wikipedia.org/wiki/Сойоты. 

зав. отделом сопровождения губернаторских проектов и научной информации, ведущий научный сотрудник,

У.П. Бичелдей

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply