https://www.high-endrolex.com/22

Круглый стол на тему: «Урянхаец Субедей – Великий полководец»(к 840-летию со времени рождения)

   Слава его не померкнет сквозь века…

 (к 840-летию со времени рождения Субедей багатура)

   4 декабря  в конференц-зале Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва  состоялся Круглый стол на тему: «Урянхаец Субедей –  Великий полководец».   Идейным вдохновителем и инициатором проведения круглого стола, посвященного 840-летию славного полководца Субудея багатура, выступил  один из ведущих ученых республики профессор К.А. Бичелдей, посвятивший более двадцати лет своей жизни исследованию жизни  Субедея. Подготовкой и проведением круглого стола занимались администрация и исследователи Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований (ТИГПИ). 

   Кроме презентации своего доклада Каадыр-оол Алексеевич, собравшимся представил книги, картины  и сувениры  из своей личной коллекции.   Тема круглого стола вызвала большой интерес у разных слоев населения. В зале был полный аншлаг. Среди пришедших почтить уважением память Великого полководца и послушать о нем сведения, собранные исследователями, тем самым расширить свой кругозор были, в буквальном смысле слова, и стар, и млад. Большой интерес, к обсуждаемому вопросу, проявили, заслуженные учителя школ республики Анай Балчыровна и Валерий Ховалыгович, родители Главы Республики Тыва Ш.В. Кара-оола, которые являются большими почитателями истории Тувы.

    Работу круглого стола открыла директор ТИГПИ М. Харунова, которая горячо приветствовала, прежде всего, собравшихся в зале студентов, а также представителей науки, работников культуры и образования и поблагодарила работников Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва за поддержку в организации и проведении круглого стола, а также она особо подчеркнула роль и значение наследия  Субедея багатура в воспитании подрастающего поколения республики.

   Перед участниками круглого стола с приветственным словом выступила ректор Тувинского государственного университета Ольга Матпаевна Хомушку. Она также отметила значение личности Субедея в воспитании молодого поколения и необходимости изучения  личности  Субедея студентами  ТувГУ в рамках курсовых и дипломных работ.

    С основным докладом выступил доктор филологических наук, профессор, действительный член РАЕН и РАСН, министр образования и науки Республики Тыва, профессор  Бичелдей Каадыр-оол Алекссевич.  Перед началом своего выступления он предложил собравшимся,  попробовать ощутить то время, в котором жил Субедей, представить себя участником тех событий, оценить дела полководца всех времен и народов с точки зрения того времени, память о котором  не меркнет спустя столько веков. Главную цель круглого стола Каадыр-оол Алексеевич выразил в том, что имя Великого полководца Субедея,  нужно современному поколению – нынешним его потомкам. Он отметил, что   всем жителям Республики Тыва необходимо осознать и всегда помнить,  что они являются прямыми потомками  славного героя, который, чем бы ни занимался – делал это успешно; какой бы сложности задания ему не поручали –  справлялся.

     Субедей багатур прожил долгую, успешную и счастливую жизнь. В своем выступлении также Каадыр-оол Алексеевич  высказал пожелание, что  Субедей-багатур отныне должен стать достоянием республики, примером подражания для детей, подростков, юношей, молодых отцов, для мужчин молодого, среднего и старшего поколения.  Дети и внуки каждой семьи Тувы должны стремиться быть достойными имени  Субедея во всем, одним словом, чтобы  дела не расходились со словами. Все жители Тувы, ориентируясь на Субедея, как на самый главный пример, должны организовать свою жизнь таким образом, чтобы понятие «достоинство» потомки полководца ставили во главу угла всей своей жизни.

     Достойные имени Субедея потомки обязаны стремиться к образованию, наукам, быть трудолюбивыми, вести здоровый образ жизни, проявлять заботу о детях и родителях,  уважать свои традиции прилагать усилия, чтобы их сохранить, не забывая о благородной миссии передачи их следующим поколениям.

     К.А. Бичелдей особо отметил и напомнил присутствующим, что первые реальные шаги по  увековечению Субедея багатура начал народный писатель Республики Тыва председатель Союза писателей Тувы, член Союза писателей России, автор драмы- эссе «Кым сен Субедей маадыр?» Э.Б. Мижит.

    В своем выступлении Каадыр-оол Алексеевич  искренне поблагодарил Фонд Кужугета Сереевича Шойгу, депутата Госдарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.К. Шойгу за организацию и проведение конкурса картин и рисунков, посвященных Субедею. Так же он отметил работу музейных сотрудников,  скрупулезно занимающихся сбором древних артефактов. Музей, в качестве оформления конференцзала, где проводился круглый стол, любезно предоставил один из ценных своих экспонатов – меч воина Кыргызского каганата –Багыра, очевидно, одного из предков Субедея.

    Кроме этого, Каадыр-оол Алексеевич призвал собравшихся, особенно молодое поколение изучать историю  и судьбы людей, вершивших эту историю, посоветовав им, в своих сердцах зажечь огонь любопытства к истории предков.  

   Ученый поделился с присутствующими тем,  что в Академии наук Монголии   вопрос танну-урянхайского происхождения Субедея не оспаривается.

    Опираясь на исторические документы, каадыр-оол Алексеевич собравшимся рассказал, что Субедей  багатур был единственным полководцем  в совершенстве владевшим одновременно и мечом, и луком, и копьем, и потому, не потерпевшим ни одного поражения во всех  более 60 военных сражениях. В отличие от Субедея, воины чингисхановской армии в основном владели двумя видами оружия.

     Также докладчик пояснил значение  слова Багатур. По мнению Каадыр-оола Алексеевича, слово Багатур происходит от двух тюрко-монгольских слов – Буга+Тур. Двойное использование названий двух сильных тотемных тенгрианских животных с рогами, направленными в Вечное Синее Небо, еще больше усиливает значение слова, которым обозначается название воина Героя, выделяя его от других как выдающегося воина. Как утверждают многие исследователи, изучавшие военную стратегию армии Субедея,  традиция наделять таким почетным званием воинов была характерна древним урянхайцам. Например, словом «тур», «турхан» обычно называли смельчаков, идущих в авангарде армии, мужественных и решительных людей, могущественных багатуров-богатырей.   

     В конце своего выступления Каадыр-оол Алексеевич   вниманию  участников круглого стола  представил проект своей книги ПРОЕКТ “СУБЕДЕЙ”. ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ ТУВЫ, которую он планирует издать в рамках серии  Жизнь замечательных людей Республики Тыва, издаваемой под эгидой Русского Географического общества России. Ранее были изданы в этой серии книги об Иннокентийе Сафьянове, Максиме Мунзуке, Владимире Оскал-ооле. В настоящее время к изданию подготовлена книга о С.К.-Х. Тока.

     В работе круглого стола  также  принял самое активное участие  специалист по религии и философии тюрко-монгольских народов, большой знаток по этногенезу и цивилизационной геополитике стран и народов Северо-Восточной Азии, д.и.н., действительный член Академии Социальных наук, Почетный доктор буддийской философии Института Буддизма, Традиционной Сангхи России, профессор кафедры философии ТувГУ, заведующий лабораторией цивилизационной геополитики Института Внутренней Азии кафедры востоковедения Бурятского государственного университета Николай Вячеславович Абаев.

    Он выступил с сообщением об урянхайских корнях Субедей багатура, где поделился своими знаниями по этногенезу урянхайцев. По мнению Николая Вячеславовича, урянхайцы делились на три большие группы: на монголо-язычных хубсугульских ээдж урянхов северо-западной монголии; на тюркоязычных тагну-урянхайцев, т.е. предков современных тувинцев; и на саха-урянхайцев, т.е. предков современных саха-якутов. А что касается алтайских урянхайцев, то они относятся тоже к тюркоязычым урянхайцам и этногенетически они до сих пор остаются близкими и родственными к тагну-урянхайцам и ойратам.

    В итоге своего выступления профессор Абаев сделал следующий вывод: центральное место среди огромного количества урянхайских племен, кочевавших на обширной территории, растянувшейся от земель современной Башкирии до Бурятии и Кореи занимали уйгур-урянхи Тувы, которые называли себя «уйгыр хэлэтэй, урсы гэртэй» т.е. «уйгуроязычные (тувиноязычные) урянхайцы, живущие в чумах», которые  близокородственны к оин-урянхам центральной части Тувы.  Из числа современных тувинских родов к их потомкам,  в основном относятся ойуны и родоплеменные группы, проживающие традиционно на территории Улуг-Хемского кожууна, к которым, судя по многообразным данным, и принадлежит и Субедей багатур.

     Узнав о намечавшемся круглом столе, посвященном 840-летию Субедей багатура, из Монголии приехал Мөнгөнхуу Ганболд, доктор наук, профессор  кафедры истории Ховдинского университа госуниверситета.

      Монгольский исследователь М. Ганболд в своем докладе «Субээдэй баатар в протяжной песне алтайских урянхайцев» показал устойчивость исторической памяти алтайских урянхайцев о своих предках – великих военачальников империи Чингихана – Дзэлмэ и Субедей багатуре. До настоящего времени только среди алтайских урянхайцев (бывших хошунов левого крыла) сохранилась протяжная песня «Сундаалингийн ногоо» («Зелень Сундаалинга»), в которой упоминаются имена Чингисхана, Дзэлмэ  и Субедей багатура. С данной песней связана легенда об истории возникновения широко распространенной среди алтайских урянхайцев стрельбы из лука по мишеням, изготовленным из связанных в шар кожаных ремней. Впервые, как показывает легенда, эта песня была исполнена на пиру, устроенном Чингисханом во время кратковременного отдыха по пути домой из дальнего военного похода на запад, после впервые устроенных состязаний в стрельбе из лука. Состязание, изначальной целью которой был отдых и развлечение для уставших воинов и их боевых коней, придумали Дзэлмэ и Субедей по приказу великого кагана. В качестве второго факта из фольклора алтайских урянхайцев, в котором сохранилась историческая память о великих предках, исследователь привел поговорку из шести строк: «На родине в западном Алтае/ В накидке из тигровой кожи/ В головном уборе из цветков лотоса/ Потомки прославленного Дзэлмэ / Одного рода с великим Субээдэем / Горделивые урянхайцы [живут]». Ниже приводим текст оригинала на монгольском языке и его перевод на тувинский язык:

Баруун Алтай нутагтаа                       Барыын Алтай чуртунда

Барын арьсан хэвнэгтэй                      Пар кежи хевенектиг

Бадам цэцэг малгайтай                        Бадма чечек бөрттүг

Бахдам Зэлмэгийн удамтай                 Магалыг Челмениң салгалы

Баатар Сүбээдэй салтартай                 Маадыр Сүбээдэй уктуг

Бардам зантай урианхай                      Бардам чаңныг урянхайлар.

     Известный монгольский ученый, президент Академии монгольских традиций, профессор Лубсандамбын Дашням специально для этого круглого стола подготовил научную статью  «О Субедей багатуре в “Сокровенном сказании монголов”.

      Профессор Л. Дашням считает, что когда ведется разговор  о времени Чингисхана и создания Великой Монгольской империи и основных действующих лицах, невозможно обойтись без фактов, упомянутых в «Сокровенном сказании монголов» («Тайной истории монголов»), которое является не заменимым и единственным письменным источником, относящимся к XIII в., написание которого было завершено в 1240 г. в местности Хэрлэний Хөдөө арал (остров Ходоо на Керулене). 

      По его словам, возникает немало вопросов, связанных с тем, насколько совпадают с действительностью описываемые в данном произведении исторические события и историческая действительность.  Несмотря на все возникающие вопросы, одно бесспорно, что данное произведение является бесценным и очень важным источником для изучения истории эпохи Чингисхана, его окружения, среди которых одну из главных ролей занимал Субедей- багатур. 

      Автор провел анализ фактов, изложенных в тексте «Сокровенного сказания монголов» (далее – ССМ), и, основываясь на них, высказал свои выводы и суждения о Субедей- багатуре. Он отмечает, что относительно этого легендарного полководца существуют различные вопросы, на многие из них до настоящего времени нет однозначного ответа. Например, кто такой и кем был Субедей- багатур? Как он связан с Чингисхааном и в каких отношениях они были друг с другом? Каково его участие в деле создания Великой Монгольской империи и каковы его заслуги? Как сам Чингисхан относился к Субедею? Кто входил в состав его тысячи? Откуда (из какого рода) он взял себе жену? Сколько лет он прожил? Куда вернулся после завершения военной карьеры и где похоронен? Как продолжили дело отца его дети – сын Урянхадай и внук Ачыы?

     Профессор Л. Дашням в своем докладе дал информацию о том, сколько раз и в каких параграфах упоминается Субедей багатур в  «Сокровенном сказании монголов». По его мнению  имя Субедей-багатура в одиночном варианте упоминается 25 раз в 13 параграфах. Особое внимание профессор Л. Дашням обращает на следующий интересный факт. В «Сокровенном сказании монголов» к собственному имени Субедей-багатура добавляется определение «Чаурхан». Его имя, как «Чаурхан Субедей»,   упоминается 11 раз в 6 параграфах. Основываясь на вышеуказанные факты, можно смело предположить, что  упомянутые в «ССМ» Чаурхан и Субедей является  одним человеком.  А слово Чаурхан (Чахурхан) по мнению профессора Л. Дашняма, обозначает почетный титул өргөмж нэр (тув. «өргүттүрген ат»), выделяющий его от других как выдающегося воина. Из истории известно, что такая традиция – присуждать подобные почетные звания как «Чаурхан» особо отличившимся военноначальникам или полководцам бытовала у джалаиров и урянхайцев.

    Слово «Чаурхан» можно сравнить со словами «тоурхан», «тохурун» (фонема “о” китайскими иероглифами обозначается через “уа”!), «турхан», «турхад», обозначающих смельчаков, идущих в авангарде, мужественных и решительных людей, могущественного багатура-богатыря. 

     В монгольском языке крупного оленя (марала) называют тураг.  Исходя из этого, профессор Л. Дашням полагает, что имя Чаурхан Субедей означает один из 脱忽刺温 (туохулавэн) тохурун или турхад, так же как называются  три джалаирских брата Хачигун, Харахай и Харалдай.

    Таким образом, профессор Л. Дашням в своем докладе отметил, что Чаурхан и Субедей являются одним и тем же лицом, и на основании фактов «Сокровенного сказания монголов»,   можно дать более подробный ответ на вопрос «Кто же такой Субедей- багатур?».

     Для этого необходимо выявить и выделить в тексте «Сокровенного сказания монголов» все высказывания, определения и характеристики, данные Субедею другими людьми, из его окружения, участниками событий тех времен, в описаниях его деятельности. 

     Профессор Л. Дашням справедливо отмечает, что творцом истории не может быть один человек, к тому же невозможно изучить историю великой империи, единожды созданной в мире тюрко-монгольскими племенами, без изучения заслуг, конкретного вклада и сыгранной роли каждого из его создателей, в том числе и Субедея. 

   По мнению профессора  Субедей стал человеком, кому безгранично доверял Чингис хан, военачальником, заслужившим с юных лет звание Чаурхан. Он является одним из четырех маршалов и одним из девяти особо приближенных урлюков (полководцев) Чингис хана, который не только сражался и воевал, но и был доверенным посланником «связывающим дали дальние», проявившим способности разведчика и дипломата. Воин-кочевник, родившийся на коне, выросший на коне, на коне покоривший часть мира, как один из самых приближенных военачальников Чингис хана, и закат своей жизни, встретивший на коне. Проходят года, проходят столетия, но не угасает интерес к той эпохе, к тем великим людям, создавшим Монгольскую империю.

   В заключение профессор Л. Дашням отметил, что тувинским ученым совместно с монгольскими исследователями следует изучать «Сокровенное сказание монголов»,  тактику и стратегию основателей  тюрко-монгольской империи и государственности, находить моменты в этой истории, которые могут явиться поводом  гордости для будущих поколений. 

    В работе круглого стола активное участие приняли:

   Самдан Зоя Баировна, ведущий научный сотрудник сектора фольклора ТИГПИ, к.ф.н. В своем докладе она сообщила о том, как интерпретируется  образ Субедея творческим коллективом Национального театра Республики Тыва спектакля «Кто ты, Субедей?» по одноименной пьесе Э. Мижита и внесла ценные предложения по дальнейшему увековечению наследия Субедей багатура на театральной сцене, в разных жанрах тувинской литературы.

     Интерпретация образа Субедея творческим коллективом спектакля «Кым сен, Субедей-Маадыр?» по одноименной пьесе Э. Мижита.

   С докладом о психотипе женщины в эпоху Субедей багатура выступила  У.П. Бичелдей.  Она рассказала о роли женщин в создании и становлении многочисленных государственных образований тюрко-монгольских племен и народов. 

    Как она утверждает, несомненно женщины, начиная с скифских времен, включая периоды государств хунну, сяньби, тобавей, а затем, древне-тюркского каганата и заканчивая эпохой алтын-ханов XVII в. н.э. , всегда и постоянно занимали ведущую роль в социальной жизни общества.

    Что касается периода становления Великой тюрко-монгольской империи Чингисхана, то его матери, жены и дочери, невестки, а также и другие женщины, имеющие отношение к его четырем генералам, в числе которых был и Субедей багатур, а также 9 кешиктенам и остальным приближенным к нему ханам и нойонам, спасли   империю Чингисхана, которая  просуществовала еще 150 лет и более после его кончины, благодаря  только женской силе, уму, добродетели и хорошим их человеческим качествам.        

    По словам У. Бичелдей, в «Сокровенном сказании  монголов» (далее – ССМ) рассказывается о реально живших в те времена женщинах. Иностранные  исследователи и путешественники, которые посещали Центральную Азию в те времена и наблюдали за нравами кочевников. Они писали, что эти женщины могли носить высокие головные уборы, и громко говорить. В истории известен случай, когда монгольская принцесса прервала речь представителей Папы Римского, сказав: «Хватит говорить! Теперь моя очередь сказать речь». Они  вели себя не так, как вели себя в то время женщины в других частях света. 

      В своем  сообщении Ульяна Павловна напомнила присутствующим о том, как  обстояло дело с женским вопросом в других частях света? В противоположность женщинам тюрко-монгольских народов, китаянкам перевязывали ноги, им было предписано постоянно находиться  дома, и тем более, в стороне от публичной жизни. Мусульманки с древних времен по настоящее время вынуждены носить чадру,  они не имели права посещать общественные места, африканских женщин до сих пор подвергают нечеловеческому обряду обрезания,  у европейцев,  задолго до средних веков, существовала традиция облачать своих жен  в железные пояса верности.

     По мнению У.П. Бичелдей,   во времена Субедея, главным преимуществом невесты,  считали не ее красоту и богатство, а способность давать мудрые и полезные советы и подсказки мужу не только в делах управления родовым кланом, племенем, государством, но и войском. И только  затем  – способность родить сына. Если девушка не обладала этими качествами, то ей суждено было заниматься всего лишь делами «вокруг очага», т.е., приготовлением пищи, собиранием аргала.

      Женщины  во времена Субедея сыграли большую роль в сохранении силы тюрко-монгольской империи. Генералы и солдаты Чингисхана создали в результате  завоеваний обширные территории самой большой в мире империи. Но, именно его   царицам, дочерям, невесткам, сестрам и племянницам – принцессам принадлежала огромная роль в деле организации мирной жизни в завоеванных их мужчинами странах, и превращения этих территорий в процветающие части империи. Женщины организовывали торговлю, правовую систему, систему учета, им в первую очередь принадлежала  заслуга по развитию наук, религий, сохранения традиций, культурного наследия.  Большая часть разнообразных систем связей была создана монгольскими женщинами. В то время как мужчины были на границах империи для завоевания все новых и новых территорий. Помимо этого, по всей видимости, в те времена была распространена традиция, когда обряды, связанные с поклонением как к культу предков и культу природы, так и другие посвящения, возглавляли женщины.

      В завершении своего выступления, докладчик напомнила, что империя Александра Македонского умерла в день его смерти. Между тем, империя Чингисхана просуществовала 150 и более лет после его смерти, естественно, в первую очередь, благодаря четко функционировавшей государственной системе, которую он создал во время своей жизни, а во вторую очередь, благодаря усилиям женщин золотого рода – умных, решительных и ответственных – которым было разрешено управлять. В то время мир был устроен таким образом, что во всем  доминировали мужчины. Тем более удивительно,  что женщины  тюрко-монгольского мира имели равные социальные права с мужчинами.   И это определенно было одной их уникальных черт кочевнической цивилизации.

      Аракчаа Кара-кыс Донгаковна, большой специалист по аржаанам Тувы, ученый секретарь Научно-исследовательского института медико-социальных проблем и управления Республики Тыва, к.х.н. рассказала  об образе Субедей багатура в антологии «Урянхай. Тыва дептер». При работе над  антологией «Урянхай. Тыва дептер» при поиске иллюстративного материала к образу полководца Монгольской империи Субедея для глав эссе В.А. Чивилихина «Память» нашла только две работы: китайскую средневековую гравюру и иллюстрацию Н.Т. Кривова к роману В. Яна «Батый». Оба образа, на ее взгляд, не в полной мере соответствовали сути великого урянхайца. Поэтому по ее просьбе тувинским художником Шолбан Маскырович Иргитом специально для первого тома антологии были подготовлены несколько рисунков, составивших трилогию о Субедее: портретный образ Субедея, его образ как воина-полководца, находящегося в походе, а также композиция «Субедей и Хада». К.Д. Аракчаа дала характеристику указанным рисункам и высказала мнение, что художник подошел к раскрытию образа Субедея при максимальном использовании литературных сведений об этом великом полководце, об одежде и прическах, которые были характерны для того времени, о военной форме и доспехах монгольской армии.  

     Уваннай Виталий Дамбыл-оолович, помощник депутата Государственной Думы ФС РФ рассказал об организации и проведении  конкурса рисунков, посвященного созданию образа Субедей-багатура. Конкурс был проведен инициативной группой при поддержке культурного фонда им. Кужугета Сереевича Шойгу в 2014 году. Наиболее яркие рисунки были представлены вниманию участников круглого стола в фойе музея. 

    Среди выступавших на круглом столе был участник с очень интересным сообщением. Эта была Ноябрь Светлана Константиновна, учитель  ДШИ г. Чадаана с докладом «Урянхайчы Субедей – дээди полководчу – шериг баштанчызы».  Она рассказала о легендах, рассказанных ей дедом, а затем и отцом про Субедей багатура. Среди легенд и мифов о Субедее, представленных ею были следующие: «Чеди оолдуг ава», «Авазынын суттуг шайы», «Арт кырында дайынчылар оваазы», «Эр кижинин эрттер ужурлуг «беш берге» шылгалдары», «Эр кижи алды аргалыг, беш бергелиг» чораан бе?…»

   Большой интерес у участников круглого стола вызвало выступление к.ф.н.,  Ученого секретаря ТИГПИ Мижит Людмилы Салчаковны, об осмыслении и художественном воплощении образа Субедея в драме-эссе Эдуарда Мижита «Кым сен, Субедей-Маадыр?», которая была написана в 1995 г. с использованием целого пласта исторических материалов, научной и художественной литературы, посвященной эпохе завоеваний Чингисхана, и повествует о жизни и судьбе величайшего полководца, водившего войско Чингисхана во все походы, вплоть до Европы, и не проигравшего ни одного сражения за всю свою долгую военную жизнь.

    Так как этническое происхождение Субедея не вызывет сомнений, автор пьесы во главу угла поставил вопрос о том, кем, т.е., каким человеком был этот исторический персонаж. Кто он – послушный и нераздумывающий исполнитель воли Чингисхана, кровожадный и жестокий полководец, повсюду сеявший смерть и разорение, или человек высокой воинской чести и доблести? Драматург создал, по возможности, не идеализированый, не умозрительный, а живой образ великого предка тувинцев, образ живого человека со всеми своими достоинствами и недостатками, со всей противоречивостью и цельностью.

    Самый молодой участник круглого стола Асонычев Антон Анатольевич, научный  сотрудник сектора истории ТИГПИ, свое выступление посвятил военным  походам  Субедея. В докладе, основанном на материалах из книги В.А. Злыгостьева «Субедей. Всадник, покорявший вселенную»  он дал краткий обзор боевых действий, в которых монгольский военачальник принял участие за всю свою жизнь. Также, Антон Анатольевич рассказал о военной карьере Субедея –  от воина ханской гвардии (кешиктена) до главного полководца Монгольской империи. В заключении своего выступления он сделал вывод о том, что одним из основных факторов, предопределивших успех Субедея как полководца, помимо природного таланта, была его способность учиться, учиться и учиться,    как у своих союзников, так и противников – брать все лучшее, что они могли предложить, и творчески это развивать и дополнять.

   Л.К. Хертек, с.н.с. сектора монголоведения ТИГПИ  в докладе  «Субедей багатур как историческая личность и мифологизация его образа» на основе сравнительного анализа первоисточников привела  сведения об урянхайцах и Субедей багатуре. Она обратила внимание на несовпадения некоторых данных о Субедей багатуре в «Сокровенном сказании монголов» (1240 г.) и хронике династии Юань «Юань ши» (1368-1369 гг.), объяснив это  различием  в подходах авторов первоисточников к личности Субедей багатура. Ею была выдвинута авторская гипотеза, объясняющая различия в фиксации имени отца Субедея (Джачиудай в «Сокровенном сказании монголов» и Хабань (Хабал) в «Юань ши»). На основе анализа данных о мифологизации образа Субедея в средневековых источниках и в современной культуре, выделила наиболее устойчивые архетипические черты и новые элементы вторичной мифологизации имени Субедея.

            В завершении круглого стола профессор К.А. Бичелдей выразил благодарность всем участникам круглого стола, а затем озвучил проект резолюции круглого стола, которая была составлена с учетом следующих  рекомендаций:

 1. Углубить и расширить исследования по жизни и деятельности, значении в истории и современности великого поководца Субедея (Отв.- ТИГПИ).

 2. В 2016 г. провести международную научную конференцию, посвященную Субедею (Отв. – ТИГПИ).

 3. Осуществить переводы с монгольского языка книг о Субедее (отв. – ТИГПИ).

 4. Поддержать инициативу Главы Республики Тыва по изготовлению монументального памятника Субедею и провести конкурс эскизов (Отв. – Минкультуры РТ, инициативная группа конкурса рисунков образа Субедея).

 5. Развернуть работу по пропаганде жизни и деятельности Субедея среди школьников и молодежи в целях воспитания высокого духа и патриотизма (Отв.- Минобрнауки РТ).

    Необходимо отметить, что красной нитью через выступления участников круглого стола проходит мысль о максимальном  использовании образа Субедея, его славной  жизни, великих дел, а также успешной военной карьеры не только в деле воспитания подрастающего поколения, но и всего мужского населения республики.

    Кроме этого Каадыр-оол Алексеевич огласил об открытии нового направления в тувинской науке  – «Субедееведении». Оталкиваясь от этого молодое поколение научных сотрудников ТИГПИ, ТИКОПРа, преподаватели ТувГУ могут разрабатывать научные темы диссертаций по различным историческим направлениям, посвященным эпохе Субедея, его делам, судьбе, родословной, военной стратегии, вооружению и т.д. 

   Подводя итоги круглого стола  Каадыр-оол Алексеевич отметил, что участниками  круглого стола внесено  предложение, в следующем году организовать и провести Международную конференцию, на которой можно будет  более детально и скрупулезно обсудить вопросы, связанные с военной тактикой  и  стратегией Великого  Субедей багатура,  попытаться ответить на множество вопросов, связанных с его родословной, местом рождения и погребения, с определением имен его родных и близких людей, проследить судьбу его потомков и т.д.

      Кроме докладов и сообщений на круглом столе вниманию собравшихся была представлена презентация «Великий урянхаец Субедей багатур и современное общество»подготовленная заведующей научной библиотекой ТИГПИ  Очур Надеждой Маадыр-ооловной с  избранными комментариями  пользователей интернета о Субедей багатуре.

                   

 

 

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply