Конституция выступает главным законом Республики Тыва, определяет основные права и обязанности граждан. Основной закон – особый юридический документ, который не только устанавливает, как устроено государство и какова система государственного управления, какие права и обязанности имеют органы власти и граждане, но и показывает какие идеи и ценности признаются жизненно важными.
Действующая Конституция Республики Тыва была принята 6 мая 2001 года. В рамках мероприятий, посвященных празднованию создания Основного закона, группа прикладной социологии и политологии Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве РТ провела социологический опрос «Знание Конституции Республики Тыва гражданами Тувы». Основная целью анкетирования – оценка уровня знаний населения об основных положениях Конституции Тувы. Анкетирование проходило у входа в Национальный парк культуры и отдыха г. Кызыла. В опросе принимали участие респонденты в возрасте от 18 лет и старше. Всего в ходе исследования было опрошено 300 респондентов.
Основные результаты социологического исследования:
1.Большинство жителей города Кызыла (более 80%) осведомлены о том, что 6 мая – день празднования Конституции Республики Тыва.
2.Чуть больше половины опрошенных знают, что первая Конституция Тувы была принята в 1921 году.
3. С высшим сводом законов Республики Тыва, в целом знакомо большинство граждан (70%), однако треть имеют только общие представления о его основных положениях. Десятая часть опрошенных совершенно не представляет содержание Конституции Республики Тыва.
4. По мнению большинства опрошенных, Конституция играет значительную роль, поддерживает порядок в республике, определяет права и свободы граждан.
Также в ходе проведенного исследования выработаны рекомендации по повышению уровня знаний Конституции Республики Тыва, правовой грамотности населения:
– Органам власти, научно-исследовательским учреждениям и отраслевым организациям следует сфокусироваться на группах населения, имеющих наименьший уровень правовой грамотности – учащиеся, пожилые, безработные, люди с низким доходом и другие.
– Необходимо осуществлять мероприятия для формирования в обществе уважения к закону, правам человека и умению найти правовые пути решения жизненных проблем. Социологические исследования могут применяться для выработки эффективных мер государственной политики – точнее определять портрет аудитории.
– Рекомендуется расширять спектр образовательных инициатив, направленных на различные социальные группы, например, в виде обучающих курсов, а также поддерживать общественные инициативы по повышению знаний о правах граждан и их защите.
– Органам власти рекомендуется проверять эффективность мер по повышению правовой грамотности путём проведения опросов граждан. В качестве первого подхода к таким измерениям могут использоваться вопросы, приведённые в настоящем исследовании.
– Юридическое сообщество должно усилить свою роль в выявлении проблем по областям права, проводя разъяснительную работу по изменениям в законодательстве через консультации и помощь гражданам в защите их прав.
– Средства массовой информации (СМИ) непосредственно должны участвовать в мерах государственной политики по развитию компетенции правового мышления граждан, формируя благоприятный фон по теме ответственности каждого гражданина.
– Образовательным учреждениям в рамках учебного процесса по повышению правовых знаний учащихся необходимо также усиливать составляющую, связанную с принятием ответственности за собственные решения и воспитании уважения к закону.
Группа прикладной политологии и социологии