Версия для слабовидящих

О поездке в Летнюю школу для молодых исследователей

Подробности Дата публикации 14.07.2017 09:16 Категория: Новости Просмотров: 198

Путевой дневник поездки в Летнюю школу молодых исследователей в Монголию

С 22 по 26 июня 2017 г. в центре Архангайского аймака Монголии г. Цэцэрлэг началась Летняя школа молодых исследователей, организованная Академией монгольских традиций совместно с Тувинским институтом гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований (далее – ТИГПИ) на основе подписанного между двумя научными центрами Соглашения о взаимном сотрудничестве.

Во время подготовительных работ по ведению неоднократных переговоров с Академией монгольских традиций по организации Летней школы для молодых исследователей Тувы, наряду с директором ТИГПИ М.М.-Б. Харуновой, активное участие приняли заведующий сектором монголоведения Бадарч Баярсайхан и ведущий научный сотрудник данного сектора А.С. Донгак.

Академия монгольских традиций во главе с ее Президентом профессором Лувсандамбыном Дашнямом ежегодно проводят летние сессии для научных сотрудников из разных стран. Так, в Летней школе Академии обучались исследователи и ученые из Китая, Кореи, Японии, Тайваня, Сингапура, Новой Зеландии, Южной и Северной Америки и европейских стран.

В этом году профессор Дашням и Марианна Монге-Баировна решили совместными усилиями организовать курсы Летней школы для молодых исследователей Тувы.

В работе Летней школы приняли участие восемь исследователей из ТИГПИ и два научных сотрудника из Национального музея Республики Тыва.

Выехав из Кызыла рано утром 20 июня 2017г. молодые исследователи пересекли границу России с Монголией и прибыли в маленький приграничный населенный пункт Арцсуурь. На таможенном контроле Монголии имеется небольшой банк, где они обменяли российские рубли на тугрики с неплохим курсом. Оказавшись на территории Монголии, под воздействием горячего желания изведать неизведанное, в первую очередь заехали в одну из юрт Арцсуура, с целью вдоволь отведать цуйвана (жаренная лапша с овощами и мясом) и густого суутэй цая (тув. суттуг шай, чай, сдобренный молоком).

Экспедиции молодых исследователей до Цэцэрлэга – первого пункта проведения мероприятий Летней школы, предстояло проехать около 600 км. Их дорога пролегала через следующие населенные пункты по территории Завханского аймака: Арцсуурь, Тэс, Асгат, Номрог, Их Уул, Тосонцэнгэл, Тариат, Их Тамир.

Немного отдохнув после сытного обеда в Арцсууре, экспедиция из двух машин отправилась в сторону монгольской реки Тэс, которая изгибаясь, заходит на территорию Тувы. Проехав чуть более 40 километров от Арцсуура, переехали мост через Тэс, пересекли одноименный сумон, и с ветерком направились на восток, в ту сторону, куда все дороги ведут в Улан-Батор (монг. Улаанбаатар) в столицу Монголии. Этот город мечты многих путешественников и исследователей, в период социалистической Монголии назывался Белой Принцессой Азии (Азиянын ак дангыназы).

Перед нашими взорами открылись бескрайные степи, перемежающиеся изумрудным цветом холмами, причудливой формы скалами, полосками, растянувшихся песчаных дюн, зелеными коврами полян и лугов, дебрями таежных чащ, озерными гладями. Еще одной особенностью этой страны является то, что вниманию впервые посетивших ее людей бросается картина, с тысячами пасущихся стадами овец, коров, яков и лошадей и разнообразием не пуганых птиц и зверей.

Поездка по монгольским дорогам затруднена тем, что долины и сопки испещрены множеством дорог, направленных во все стороны света. Нет, нет, да появляется опасность отклониться от правильного маршрута и оказаться совершенно в другом месте. Особенно не рекомендуется ездить по этим дорогам в ночное время суток. Занесет, что называется – к черту на кулички. К тому же, в процессе долгих бесполезных мытарств, чтобы найти одну единственную и правильную дорогу из числа добрых десятков – можно остаться без бензина. Поэтому, как бы вы не спешили перед началом сумерек, для своего же блага, необходимо остановиться на ночлег.

Аржаан Монгуш – доблестный водитель ТИГПИ, который из восьми лет работы в институте, вот уже седьмой раз ехал в сторону Улан-Батора на старом заезженном и многократно отремонтированном УАЗике института. Он на удивление и радость всем, безошибочно находил нужную колею из бесчисленного множества степных монгольских дорог, как будто ездил по дорогам своего родного Сут-Холя. Был даже курьезный случай: на пути нашей экспедиции встретились заблудившиеся – кто бы вы думали? Нет. Отнюдь не путешествующие как и мы иностранцы, а местные жители – монголы. Аржаан, внимательно выслушав их, любезно подсказал нужное им направление. Они искренне поблагодарили его, произнося волшебные монгольские слова: «Их баярлалаа! Заа, баяртай!» («Большое спасибо! До свидания!»).

Поскольку, во время ранних поездок в сторону Улан-Батора, с нами неоднократно случались ночные блуждания по степным дорогам, то в этот раз, уже в начале пути все договорились, что будем передвигаться исключительно днем. И поэтому, с целью исключения подобных обстоятельств, решили заночевать в сумоне Тосонцэгэл Завханского аймака. Благо, на каждом шагу имеются гуанзы (харчевни) и недорогие зочид буудалы (ночлежки), где можно с удовольствием дать отдых уставшим от долгого сидения спине и ногам.

Наутро 21 июня, заправив автомашины, а сами вдоволь насладившись блюдами монгольской кухни, состоящей из мантуун-бууз (буузы из рисовой муки с мясной начинкой), гурилтай шол (суп с домашней лапшой), банштай суутэй цай (чай с молоком с пельменями), банштай гурилтай шол (суп с домашней лапшой и с пельменями), хуушууров (чебуреки) и полюбившегося нашим водителям и ребятам цуйвана, ближе к полудню мы выехали из Тоцонцэнгэла в сторону г. Цэцэрлэг Арханхайского аймака. Во время этой поездки мы с радостью обнаружили, что дорога от Тосонцэнгэла до Цэцэрлэга уже полностью заасфальтирована.

Когда экспедиция выезжала из Тоцонцэнгэла, по мобильной связи с Аржааном связался профессор Дашням из Улан-Батора, и сообщил, что нашу делегацию в Цэцэрлэге будут ожидать ровно в 19:00 часов этого же дня.

Впереди нас ожидала интересная дорога с осмотром множества достопримечательностей. Это был живописнейший пейзаж с красивыми озерами и речками, окруженными причудливыми и величественными горными хребтами, разверзшийся и потухший вулкан, от некогда случившегося его взрыва землей, священной лиственницей Чингис-Хана, с тысячью ветвями, в которую ударила молния. Каждый природный объект и каждый клочок земли неизменно были наделены монголами глубоким смыслом святости.

Поскольку, молодые исследователи имели в запасе целый день, то экспедиция, не спеша, благополучно перевалив последний перевал перед Цэцэрлэгом, вовремя прибыла к указанному времени в назначенное место.

В г. Цэцэрлэгэ, молодых исследователей Тувы радушно встретили: ректор педагогического института Арханхайского аймака Монголии доктор Батсуурь с преподавательским составом своего института, ректор университета образования Монголии профессор Мунхжаргал с руководителем центра монгольских исследований данного университета доктором Оюунтунгалаг, профессор Л. Дашням с аспирантами и сотрудниками Академии монгольских традиций.

После продолжительной дороги нас разместили в гостинице института и предоставили время для приведения себя в порядок, а затем ректорат института пригласил гостей на торжественный ужин. Во время которого состоялось знакомство.

Музейные научные сотрудники Айжы Жанна Геннадьевна и Лакпаева Саяна Анатольевна рассказали о своей работе в Национальном музее Республики Тыва, а молодые научные сотрудники ТИГПИ – об истории Ученого Комитета, ТНИИЯЛИ, ТИГИ и ТИГПИ. Кроме этого, каждый молодой исследователь рассказал о себе и о свей научной деятельности.

Два ректора и профессор Дашням, в свою очередь, молодым гостям подробно рассказали о деятельности своих учреждений.

Оказалось, что Университет образования входит в число старейших высших учебных заведений Монголии. В нем получает высшее образование местная молодежь. В университете имеются аспирантура и докторантура, где защищают диссертации исследователи из самых разных стран мира. А педагогический институт в г. Цэцэрлэге является единственным подведомственным учреждением университета образования Монголии, расположенным в аймачном центре. В других аймаках страны подобного учебного заведения не имеется. В стенах института обучаются как монгольские, так и иностранные студенты и аспиранты.

22 июня Летняя школа начала свою работу с открытия международного семинара по монголоведению. Работу семинара открыл ректор университета образования Монголии профессор Мунхжаргал. Он горячо приветствовал молодых исследователей из Тувы и преподнес в дар библиотеке ТИГПИ издания университета. После него с приветственными речами выступили профессора Батсуурь, Дашням.

Со стороны гостей из Тувы и от имени директора ТИГПИ М.М.-Б. Харуновой с ответной речью выступила куратор молодых исследователей, заведующая отделом международных, межрегиональных связей и маркетинга ТИГПИ У.П. Бичелдей. Она поблагодарила монгольских коллег за организацию Летней школы, за теплый прием и подчеркнула, что организация Летней школы для молодых исследователей научных учреждений Республики Тыва на территории Монголии проводится впервые. Эта работа, несомненно, будет иметь положительные результаты, и войдет в историю дружественных и братских отношений русского, тувинского и монгольского народов. Проведенные дни в Монголии дадут молодым исследователям новые позитивные эмоции, а прослушанные с кафедры Летней школы лекции и доклады будут полезными для их профессионального роста, а также хорошей возможностью для пополнения багажа знаний. В конце своего выступления Ульяна Павловна пожелала успехов в работе Летней школы и удачи ее организаторам, а также она высказала пожелание, чтобы и в следующем году Летняя школа имела свое продолжение. А чтобы осуществить эту работу, нужно совместными усилиями ТИГПИ и Академии привлечь такие научные центры Тувы, как молодежь из Тувинского государственного университета, ТИКОПРа и других научно-исследовательских институтов Тувы, Хакассии, Алтая и Красноярского края, и не только молодых, но и ученых с опытом.

После приветственных выступлений, сопровождаемых неизменной традицией вручения синих хадаков и подарков участники приступили к работе семинара.

Основным докладчиком по теме «Монгольское мышление и устойчивое развитие» выступил профессор Мунхжаргал. Затем старший научный сотрудник сектора политологии ТИГПИ к.филос.н. Х.К. Кадыг-оол с докладом по теме «Философия кочевников Внутренней Азии».

После завершения выступлений двух основных докладчиков состоялся обмен мнениями и дискуссия.

В частности научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии Национального музея Республики Тыва Ж.Г. Айжы поделилась со следующими своими мыслями: «Для меня особый интерес вызвали вопросы, касающиеся традиционной ментальности и философии кочевника. Доктор, профессор Д. Мунхжаргал затронул актуальную проблему традиционного мышления монголов в сравнении с мышлением современного человека. Доктор отметил, что в традиционной монгольской культуре заложено устойчивое развитие. Как я поняла, под устойчивым развитием, профессор понимает, прежде всего, стабильное развитие всех сфер человеческой жизни: образование, собственность (имущество), окружающая среда, а урбанизация, рыночная экономика и всеобщая информатизация являются одним из главных предпосылок неустойчивости человеческого существования. Из доклада профессора Мунхжаргала стало известно, что для устойчивого развития народов, проживающих полностью или частично кочевым образом жизни (я думаю, что здесь он имеет в виду, прежде всего, кочевников Монголии и Тувы) должно стать гармоничное сосуществование человека с природой. И в этом ключе лектор связывает влияние философии Тэнгри на мышление монголов. Ведь традиционное мышление монголов из древних времен строилось на принципе экономии действий, времени, материала на окружающую среду. Чем меньше мы оставляем после себя предметов своей жизнедеятельности, тем больше наша жизнь будет устойчивой. Также для меня было удивительным услышать, что кочевники Монголии и Тувы еще давным-давно использовали в своей жизни концепцию минимализма, которая получила распространение только с конца XX века.

Что касается философии кочевника (номадов), Хулербен Кок-оолович отметил, что многие западные философы не признают существование такой философии. Стоит отметить, что такое отношение к номадам в научной среде возникло не случайно. Не зря Фридрих Ницше выразил идею, что кочевники появляются как всепожирающая судьба, без причин, без разума, без каких-либо предпосылок. В научных позициях исследователей первой половины XX века еще чувствуется отголосок тех представлений о кочевниках как хаотической «машины войны» за гранью цивилизованности и общественности. Только в философии постструктурализма, начиная с 80-ых годов XX века, Ж. Делеза и Ф. Гваттари изучается обширный номадологический проект. Именно они впервые отметили, что кочевник обладает территорией, передвигается маршрутами, движется от одного пункта к другому. Однако эти пункты сами принадлежат маршруту и кочевник, в итоге обладает пространством без границ и рамок, тогда как для оседлого жителя пункты задают маршрут, т.е. пространство оседлых народов расчерчено стенами, границами и дорогами. Также кочевник мобилен и в седле, поэтому угол его обзора охватывает все 360 градусов и до горизонта, а у оседлого жителя угол зрения всегда устремляется к одному предмету – в землю, т.е. к предмету, разрабатываемому им или являющимся объектом его интереса или жизнеобеспечения. Поэтому, почему нельзя не признать за кочевыми народами особую философию. Ведь даже если сравнивать ментальность оседлой культуры с кочевнической, можно выделить специфические концепты кочевой культуры, которые присущи только ей: особое отношение к природе, к человеку. Если западное мышление воспринимает природу как материал для дальнейшего обогащения, то в культуре кочевника (Тувы и Монголии) природа одушевляется, то есть в этом имеется большой созерцательный аспект. Таким образом, я считаю, что философия кочевника как отдельная ветвь философского знания должна иметь место в будущем».

Участники Семинара в большинстве своем согласились с утверждением докладчиков, что термин «кочевник» и слово «номад» не в полной мере передают особенности жизнедеятельности тувинского и монгольского аратов. По утверждению, например, профессора Дашняма, слово «кочевник» характеризует действия человека, переезжающего с одного места на другое, при этом каждый раз он выбирает новое место для проживания. А слово «номад», прежде всего, характеризует кочевую культуру цыганских племен».

В поддержку высказываний профессора Дашняма У.П. Бичелдей выступила со следующей своей мыслью. Скотоводы Монголии и Тувы, по сложившейся тысячелетиями традиции, траекторию своего передвижения подчиняли строгому общепринятому древнему порядку. Они кочевали с летней стоянки на осеннею, с осенней – на зимнюю, а с зимней – на весеннюю. На каждой конкретной местности стоянка скотовода навечно привязывалась к определенному объекту: к горе, реке, озеру, наделенная священным смыслом. При этом каждое место перекочевки приобретало статус родового места, и оно всегда обладало своеобразными границами, определенными тэнгрианскими маркерами – оваа (обо), ыдык даг (священная гора), ыдык хем (священная река), суг бажы (источник), ыдык хол (священное озеро), аржаан (целебный источник), ыдык ыяш (священное дерево) кижи кожээ (стелы), базырык (курганы и могильники), дашта чурумалдар (петроглифы) и т.д. При этом, эти родовые места (чайлаг, кыштаг, чазаг, кузег) издревле передавались по наследству следующим потомкам семьи.

Поэтому, участники семинара согласились с доводами выступавших, что отныне необходимо взамен словам «номад» и «кочевник» придумать подходящие, более точно определяющие смысл, содержание культуры и философии традиционного сообщества, проживающего на территории Монголии и Тувы, занимающегося разведением скота, кормящегося, в основном, подножным кормом.

В перерыве Семинара научные сотрудники тувинского музея монгольским коллегам предложили совершить экскурсию по нашей родине – современной Туве. Они привезли с собой фотовыставку, где запечатлена красивая природа и достопримечательности нашей республики, а также люди с интересной судьбой. Монгольские друзья подолгу внимательно рассматривали фотографии, и при этом, удовлетворительно причмокивая громко повторяли: «Гоё байна! Гоё байна!», т.е., «Красиво!», «Прекрасно!». Их особенно привлекали фотографии, где запечатлен С.К. Шойгу. Узнав его на фотографиях, они дружно приговаривали: «Оросын Батлан хамгаалахын сайд», «Ёстой баатар» – «Министр обороны России», «Настоящий герой». А затем спрашивали: «А правда, что в Туве уверены в том, что Шойгу является перерождением Субедея?».

После перерыва перед молодыми исследователями с лекцией «О монголах мира» выступила профессор Оюунтунгалаг – руководитель центра монгольских исследований при университете образования Монголии. Из ее лекции наши молодые исследователи узнали много новой информации о монгольской нации. Услышали ответы на вопросы: кого принято считать монголом, об общей численности монголов, в каких странах мира сегодня монголы проживают, о состоянии современного монгольского языка, на каких языках мира монголы общаются, что для монголов является священным, кого монголы высоко чтят, об отношении монголов к своей родине и т.д.

Первый день работы Летней школы завершился экскурсией в музей города Цэцэрлэга. Музей располагается в одном из строений буддийского монастыря Заяийн хийд, о котором повествуется в романе известного монгольского писателя, уроженца Арханхайского аймака Чадраавалына Лодойдамбы «Прозрачный Тамир». Молодые сотрудники из этой экскурсии узнали, что знаменитую скульптуру Сухэ-Батора из красного гранита, расположенную на центральной площади Улан-Батора, вырезали местные мастера в г. Цэцэрлэг, а затем транспортировали ее на расстояние более 300 километров – в столицу страны.

После экскурсии организаторы и участники Летней школы отправились на популярное место отдыха Президентов Монголии – на горячий источник «Алтан нутаг» (тув. «Алдын торээн чер», русск. «Золотая родина»). Вторая часть Летней школы, по плану, должна было пройти в пансионате данного горячего источника.

Дорога к пансионату пролегала через реку Прозрачный Тамир, главной достопримечательности малой родины профессора Дашняма. Он был счастлив, в очередной раз оказаться на своей родной земле. Казалось, что он, в буквальном смысле слова, купался во всеобщем внимании, оказываемом со стороны своих земляков. Ему были бесконечно дороги эти просторы, люди и земля, имеющие древнюю историю. По пути к месту назначения экспедиция остановилась на перевале песни – Дуугийн даваа. Существовала монгольская традиция – остановиться на этом месте и спеть красивую и песню, что мы и сделали. Экспедицию выручил аспирант профессора Дашняма из Кукунора Китая. Он спел задушевную песню, состоящую из 25 куплетов, в которой прославляется доблесть предков.

Молодые исследователи, среди которых были и экономисты, и историки почерпнули много интересного из этой поездки. Им удалось узнать, как отдыхают монголы на природных источниках своей страны. Специалисты секторов экономического прогнозирования и финансовой аналитики ТИГПИ увидели, в какой мере развит туризм в этой стране, как с силами простых местных жителей и скотоводов можно успешно организовать сервис для искушенных иностранных гостей, сочетая его с местным народным колоритом. Научные сотрудники имели возможность на себе испытать и оценить уровень организации хорошего отдыха, в удаленном от центров цивилизации местности.

Вечером того же дня, после принятия горячих ванн, два ректора и профессор Л. Дашням, совместно с преподавательским коллективом пединститута устроили вечер отдыха для молодежи Тувы с песнями и танцами, декламацией стихов. Восхищение тувинской молодежи вызвало абсолютный музыкальный слух и прекрасные танцевальные способности каждой монголки и монгола. При этом кто бы не явился зачинателем песни или стиха, строго соблюдали монгольскую традицию уважительного отношения к исполняемому виду искусства и, не запинаясь ни на одной строке, ноте, звуке обязательно дружно запевали или зачитывали до конца начатое произведение.

 

23 июня в 10 00 часов семинар продолжил свою работу.

В этот раз с докладом выступил председатель совета молодых ученых ТИГПИ, научный сотрудник сектора истории А.А. Асонычев (См. программу). Тема его выступления для монгольских исследователей была совершенно новой, и потому вызвал большой интерес.

Научный сотрудник сектора этнографии А.У. Ондар выступила с докладом «Традиционная пища у тувинцев» и провела мастер-класс по приготовлению тувинских национальных блюд.

Доклад научного сотрудника сектора этнографии А.В. Чалбак был посвящен теме «Образ птицы ремез в традиционной культуре тувинцев». Профессор Л. Дашням рассказал о наличии общего и различного у монгольского и тувинского народов по отношению к птице ремез.

24 июня этнографы совместно с профессором Л. Дашнямом посетили праздник, посвященный почитанию предков, организованный местными жителями.

25 июня участники Летней школы были посвящены в тэнгрианское действо, посвященное освящению родового места предков. Молодые исследователи узнали, как монголы почитают свою малую родину, родовые места, передававшиеся им по наследству от дедов и бабушек (кыштаг, чайлаг) и каким образом эти чувства выражаются.

25 же июня участники Семинара выехали в Улан-Батор. База Летней школы Академии находится в 30 километрах к югу от столицы Монголии в местечке «Их овоот» (Улуг оваалыг). Там их встречали сотрудники Летней школы с его настоятелем.

26 июня состоялось закрытие Летней школы, где были подведены итоги, определены цели и задачи дальнейшей совместной работы по развитию тувинско-монгольских отношений в области научных контактов. Летняя школа для молодых исследователей Тувы завершилась дискотекой дружбы.

27 июня рано утром участники экспедиции Летней школы выехали в Кызыл.

 

Отзывы о поездке

Ч.Б. Даржаа,

научный сотрудник сектора финансовой аналитики:

 

Монголия – страна, которую хочется посетить снова и снова.

Мне представился счастливый случай совершить поездку по бескрайним степям в красивейший аймак Монголии – Архангай. Горы, леса, луга похожи на природу нашего родного края – Тувы. Может, поэтому всегда присутствовало ощущение – как будто находишься дома.

Монголия удивляет природными контрастами, богатством скота, россыпью жемчужин юрт на зеленой материи лугов; особая радость возникает при виде огромных чаш озер после созерцания золотисто-желтого моря степи.

Так, любуясь красотой монгольской природы, мы достигли пункта назначения – холмистого города Цэцэрлэг, где открылся научный семинар, посвященный знакомству молодых ученых Монголии и Тувы. Делились результатами исследований, знаниями, мнениями, размышляли о прошлом, настоящем … будущем.

Живой интерес вызвал доклад монгольского исследователя – профессора Мунхжаргала, об устойчивом развитии общества на основе монгольского традиционного мышления и образования. Понравилась основная мысль – для устойчивого развития и государства, и отдельной личности в ней, и не только с точки зрения материального благосостояния, но и духовного, следует полагаться не на западные принципы устройства общества (нацеленное на массовое воспроизводство и потребление), а следует «черпать вдохновение» в основах традиционного уклада жизни кочевого народа, в особенности, стремление к простоте и экономности. Поскольку кочевничество – общая черта и монголов, и тувинцев, эта идея близка и нам, тувинцам.

С философской точки зрения на тему «упрощения» жизнедеятельности тувинца предложил нам поразмышлять Хулербен Кадыг-оол, познакомив нас с новыми смыслами понятия «хостуг кижи». Человек, ведущий кочевнический образ жизни (именно по принципу тувинцев и монголов), в некотором смысле более свободен, поскольку сам образ жизни предполагает стремление к простоте, чистоте, сохранению природы в первозданном виде и в гармоническом сосуществовании с окружающим миром. Действительно, такой подход к жизни делает человека более умиротворенным и счастливым. Вместе с этим приходит осознание, что все это не нечто новое или скрытое. Просто часто мы не замечаем то, что лежит на поверхности.

За эту прекрасную возможность насладиться щедростью и гостеприимством монгольской земли и задуматься об устройстве внешнего мира и мира внутреннего, мы благодарны замечательному человеку – Лувсандамбыну Дашням гуайю. С уверенностью могу сказать, что обаяние Багша никого не оставило равнодушным. Открытость, непредвзятость, дальновидность, деловитость, кладезь мудрости и знаний, опыта, скромность и простота сочетаются в Багша. Багша помогал нам пресечь языковой барьер, выступив блестящим переводчиком. Мы ценим усилия, заботу, гостеприимство с его стороны и его команды, которая безустанно сопровождала нас. Также ценим то, что Багша создает условия не только для формального взаимодействия и обмена знаниями и опыта среди ученых, но и подчеркивает важность установления неформальных взаимоотношений, и деятельность его направлена на развитие такого формата межличностного общения. Мы стократно благодарны Багша Дашням гуайю за эти замечательные дни в Монголии! И думаю, к следующему году мы все запоем и будем говорить на монгольском языке

 

С.Д. Саая, научный сотрудник сектора тувинского языка:

 

Международный семинар, который проходил в Монголии с 21 по 25 июля, очень понравился мне и оставил в моей душе очень позитивные впечатления. Последний раз Монголию я посещал 7 лет назад, и с тех пор в этой стране очень многое изменилось, и причем, в лучшую сторону. Заметно, что страна очень динамично развивается и Улан-Батор стал еще краше и больше. Что же касается приема молодых научных сотрудников, то это было для меня нечто невероятным. Такое внимательное отношение и интерес к молодым научным исследователям представить я не мог.

Пленарная часть семинара проходила в г.Цэцэрлэг в Архангайском аймаке, где прослушали доклады монгольских коллег и ученых нашего института. Далее, остальные доклады были озвучены в местечке Алтан нутаг, где находились целебные горячие источники.

Монгольские коллеги проявили очень большой интерес к докладам молодых ученых Тувы, в особенности для них было интересным сравнивать тувинские традиционные блюда, названия растений и предметов обихода с монгольскими. Все доклады наших коллег сопровождались длинными дискуссиями. После окончания семинара вся группа, в том числе и организатор Летней школы профессор Л. Дашням прибыли в Улан-Батор, в столицу Монголии. Уже по дороге в Улан-Батор Дашням башкы останавливался во многих святых и значимых для него и монголов местах, подробно рассказывая об уникальности данных мест и не уставая объяснял – чем та или другая местность или памятник знамениты в Монголии.

В конце хочу подчеркнуть, что эта поездка была очень полезной для нас – для молодых исследователей, прежде всего, в плане обмена опытом, а затем для расширения кругозора и изучения монгольского языка.

Хочу выразить от души свое огромное спасибо профессору Лубсандамбыну Дашняму за такой щедрый, теплый и радушный прием!

 

А.В. Чалбак, научный сотрудник сектора этнографии:

 

Выражаю благодарность уважаемому доктору, профессору, Президенту Академии монгольских традиций – Лувсандамбыну Дашням гуайу за столь теплый прием молодых исследователей из Тувы.

Неизгладимый след оставила поездка и Летняя школа-семинар, который был организован специально для нас – тувинских молодых исследователей. Мы за неделю пребывания в Монголии узнали о ней то, чего не прочли и не прочувствовали бы, читая книги или статьи. Как мы знаем, подобные мероприятия способствуют дальнейшему развитию монгольско-тувинских отношений, в том числе, и в сохранении, продолжении преемственности научных связей Монголии и Тувы.

Дашням гуай дал нам замечательную возможность – послушать лекции именитых монгольских докторов и профессоров, познакомиться с историей и культурой Монголии по составленной им же интересной учебной и культурной программе. Не возможно не отметить чуткость и внимательность Дашням гуайа к человеку и его душе, независимо от возраста. Можно сказать, каждый из нас был окутан его вниманием, т.е. он интересовался жизнью и работой всех участников семинара, неоднократно справляясь за день нашими настроениями и самочувствием. Его речи были наполнены добротой, искренностью и всегда сопровождались полезными советами. Дашням Багшаа был воспринят нами молодым душой и сердцем мудрецов, обладающим чувством юмора.

Искренне желаю ему долголетия и дальнейших успехов в его кипучей творческой деятельности, насколько я наслышана, он много работает над научными проектами, и пишет стихи и прозу. Кроме этого, он занимается передачей своего богатейшего багажа знаний молодым людям, как из самой Монголии так и из других стран мира, независимо от их национальной принадлежности. А его прекрасным малой и большой родинам желаю – вечного мира, добра и процветания!

После учебной поездки в наших сердцах остался трепет от теплых воспоминаний и желание вернуться в Монголию еще не один раз.

Отзыв о летнем лагере молодых исследователей, интересующихся культурой и историей Монголии, также общие впечатления о Монголии Ж.Г. Айжы

Специалисты музея впервые имели прекрасную возможность поучаствовать в конференции международного уровня, где обсуждали проблемы и перспективы такого направления науки как монголоведение. Тематика выступлений была разнообразной. Очень понравились темы профессора, доктора Мунхжаргала и кандидата философских наук Хулербена Кок-ооловича. Я прониклась идеями устойчивого развития, которые если так посмотреть, вполне реализуемы. Сейчас новым концептом дизайна и мировоззрения на Западе стал минимализм, и многие элементы вот этого направления уже были реализованы в монгольской ментальности. Философия кочевника, проявляющаяся даже в грамматике и семантике тувинского языка, в словах пустота и оорушку, тоже вызвал очень много дискуссий. Я по приезду даже прочитала еще раз постструктуралистов и их номадологию, чтобы понять, как они понимают термин «номады». Кстати, в термине они вплетают ментальные особенности кочевников в отличие от оседлых народов. То есть в термине отражены главные отличия кочевого мировоззрения от оседлой. Поэтому я убедилась, что такие встречи нужны молодым научным специалистам именно для того, во-первых, что они дают пищу для размышлений, во-вторых, можно сравнить свои научные изыскания с коллегами из другой стороны в той же научной сфере, обогатить свой опыт.

Считаем, что для нас было большой удачей познакомиться с профессором Дашнямом. Удивительно знать, что получивший изначально экономическое образование, он имеет такие комплексные знания именно по гуманитарным направлениям науки (религиоведение, культурология и психология). Я посмотрела его выступление по видео-материалу, и тоже была впечатлена. Именно после просмотра его выступления я очень много узнала про само тенгрианство как религию, но и как специфический способ освоения бытия, непохожий совершенно на западный.

Наше путешествие по Монголии, получилось очень продуктивным. Удивительно было видеть повозки с деревянными колесами, юрты и такое огромное количество скота. Все эти знания, полученные опытным путем, помогут нам в нашей дальнейшей музейной деятельности, когда мы приступим к новым экспозициям.

И сами монголы, оказались очень дружелюбными и простыми. Возникает ощущение, что они довольны своей жизнью, тем, что они имеют, и искренне любят свою родину. Также они очень любят петь и танцевать, судя по количествам караоке-клубов и их умению так хорошо петь. Жаль, что у нас в стране и в республике так часто встречается «ложный патриотизм» и постоянное недовольство, угрюмость, без особого стремления что-то изменить в своей жизни, улучшить свое положение, условия. Тоже задалась вопросом, почему мы такие угрюмые, и разучились радоваться простым вещам. Часто мы чем-то недовольны и очень зациклены на деньгах и имуществе. Ведь дело не только в экономике и в деньгах. Точно также как мы разучились носить национальные костюмы в непраздничные дни, мы, наверное, утратили что-то в себе, что не позволяет нам быть такими открытыми и довольными, даже имея многие блага цивилизации. Оказывается, даже в пении мы очень многое утратили. Ведь когда-то мы были очень певучим народом, у нас хоомей и такие красивые и глубокие по смыслу народные песни. Взрослое поколение у нас хорошо поет тувинские народные песни, а молодежь в основном заслушивается тувинской попсы про неразделенную любовь и страдания, зарубежная поп-культура у нас тоже глубоко засела. Но у монголов, точно так же. Они тоже слушают и танцуют под мировые шлягеры, и это им совершенно не мешает знать все слова из песни и с таким чувством их исполнять. Мы с коллегой наконец-то поняли скудость нашего музыкального вкуса. Вот такие размышления у меня вызвала наша поездка по Монголии.

 

 

 

 

Программа международного летнего семинара молодых исследователей

г. Цэцэрлэг, Архангайский аймаг

21-24.06.2017

Организаторы: Академия монгольских традиций,

Государственный Университет образования Монголии

Педагогический Институт при ГУОМ в Архангае

21.06.2017. Среда

Приезд участников в г. Цэцэрлэг

19:00 Ужин

22.06.2017. Четверг

08.00 Завтрак

Церемониальная часть

09:00. Открытие семинара в Актовом зале Пединститута при ГУОМ в Архангае Президентом Академии монгольских традиции проф. Л.Дашнямом

Доклады:

09:20 «Традиционное мышление монголов и образование устойчивого развития». Ректор ГУОМ доктор, профессор Д.Мунхжаргал

09:40 «Материалы о российских торговцах в Туве в работах Н.Ф. Катанова». Асонычев Антон Анатольевич, научный сотрудник сектора истории ТИГПИ, аспирант Хакасского государственного университета имени Н.Ф.Катанова.

10:10 «К вопросу установления даты создания Заяын Хүрээ». Ректор Педагогического института при ГУОМ доктор Г.Батсуурь

10:30 «Современная научная книга Тувы и Монголии». Очур Надежда Маадыр-ооловна, заведующая научной библиотеки ТИГПИ

10:50 Прерыв на чаепитие

11:10 «Nomadic existensialism». Кадыг-оол Хулербен Кок-оолович, ведущий научный сотрудник сектора политологии ТИГПИ, кандитатфилософских наук.

11:30 Дискуссия

12:30 Обед

14:00 Экскурсия по г.Цэцэрлэг

16:00 Отьезд на Горячие воды в Цэнхэр сомон /26 км/

17:30 Заселение на турбазе “Алтан нутаг”

18:30 Ужин

20:00 Свободное время

23.06.2017. Пятница

08:00 Завтрак

Доклады:

09:00 «Тенгри – в понимании Чингисхаана». Проф.Л.Дашням

09:20 «Образ птицы ремез в традиционной культуре тувинцев», Чалбак Айлаана Витальевна, научный сотрудник сектора этнографии ТИГПИ.

09:40 «Языковая и культурная ситуация в среде подрастающего поколения у монгольских народов на современном этапе». Старший научный сотрудник Центра монголоведения ГУОМ, асс. профессор, доктор А.Оюунтунгалаг

10:00 Дискуссия

13:00 Обед

15:00 Ознакомление с местностью и отдых.

17:00 «Растительная пища тувинцев». Ондар Азиана Уран-ооловна, научный сотрудник сектора этнографии ТИГПИ.

17:20 Обсуждение докладов

19:00 Ужин

20:30 Свободное время

24.06.2017 Суббота

09:00 Завтрак

10:00 Общее обсуждение по теме: «Развитие монголоведения»

Вступительные слова: Профессор Л.Дашням;

Доктор Бичелдей У.П., заведующая отделом международных и межрегиональных связей и маркетинга ТИГПИ;

Профессор Д.Мунхжаргал;

Доктор А. Оюунтунгалаг;

Доктор Г.Батсуурь.

13:00 Обед

14:00 Закрытие семинара

16:00 Свободное время

19:00 Ужин

20:00 Отдых

25.06.2017. Воскресенье

07:00 Завтрак

08:30 Отьезд в г. Улан-Батор

10:00 Приезд в Хархорин

12:00 Обед

13:00 Экскурсия по городу

15:00 Продолжение поездки

19:00 Приезд «Их овоот» на летнюю учебную базу Академии монгольских традиций

20.00. Ужин

26-28.06.2017. Пребывание по отдельной программе в г. Улан-Баторе.

 

 

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply