22-24 июля 2018 года в Республике Тыва был проведен Международный этномузыкальный симпозиум «Хөөмей – феномен культуры народов Центральной Азии».
Главным организатором симпозиума выступил Международный научный центр «Хөөмей» («International scientific center “Khoomei”), возглавляемый З.К. Кыргыс – доктором искусствоведения, крупным специалистом по изучению феномена хөөмея, этого неповторимого явления в традиционной песенной культуре и музыковедческом наследии тувинцев. Зоя Кыргысовна – это первый ученый, который подошел к изучению феномена с научной точки зрения.
З.К. Кыргыс, в свое время, будучи научным сотрудником, а затем и заведующей сектором культуры главного центра фундаментальной науки Тувы – Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (ТНИИЯЛИ) под руководством и поддержке таких маститых ученых, как: Ю.Л. Аранчын, Д.А. Монгуш и Б.И. Татаринцев, а также других корифеев тувинской гуманитарной науки, в 1992 г. организовала работу по учреждению Международного симпозиума «Хөөмей». Необходимо подчеркнуть, что подобных серьезных форумов не было ни в одной стране: ни в Китае, ни Монголии, включая некоторые субъекты Российской Федерации, у которых бытовало мнение о перенявшем ими у тувинцев Республики Тыва упрощенном (где-то, возможно даже, примитивном) варианте этого вида искусства.
Начиная с 1992 года, в течение 26 лет и по настоящее время, в Туве были проведены 6 Международных симпозиумов.
В этом году очередной VII Международный симпозиум был проведен под эгидой Министерства культуры Республики Тыва (А.К. Тамдын) при активной поддержке Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел (И.М. Кошкендей).
В рамках симпозиума был проведен Круглый стол, где обсуждались самые острые вопросы, непосредственно касающиеся дальнейшего развития хөөмея, в конце были подведены итоги симпозиума, обсуждена Резолюция. Круглый стол вел директор Национального музея Республики Тыва, доктор филологических наук, академик РАЕН и РАСН, Почетный профессор Тувинского государственного университета, Почетный доктор Института истории Академии наук Монголии К.А. Бичелдей, который зарядил форум позитивной энергией, динамичностью, внес содержательность, высказав установочные идеи и мысли.
В работе Круглого стола симпозиума приняли участие как известные, так и начинающие молодые тувинские и зарубежные исполнители хөөмея, российские и иностранные исследователи, изучающие разные направления этого вида искусства.
На пленарной части симпозиума присутствовали многие научные сотрудники ТИГПИ под руководством директора Б.А. Донгаком.
Накануне VII Международного симпозиума под руководством доктора искусствоведения З.К. Кыргыс был издан сборник докладов участников симпозиума (16 докладов).
Для научного коллектива ТИГПИ наибольший интерес в работе Круглого стола представляли доклады таких известных ученых-тувиноведов, как Валентины Юрьевны Сузукей и Зои Баировны Самдан.
Оба автора относятся к числу самых активных участников проводимых в Туве международных симпозиумов по хөөмею, поскольку они в свое время входили в число тех, кто своим участием поддержал учреждение данного научного форума и Международного научного центра «Хөөмей». Наряду с другими исследователями, вот уже много лет подряд эти два исследователя внимательно изучают особенности хөөмея, В.Ю. Сузукей – с музыковедческой точки зрения, а З.Б. Самдан – мировоззренческой.
Зоя Баировна в этот раз выступила с докладом «Тайна феномена тувинского хөөмея». К вниманию участников симпозиума она представила такую важную и ранее не освещенную тему, как «определение истинного статуса тувинского хөөмея». Проведя глубокий анализ, З.Б. Самдан вынесла на обсуждение участников симпозиума проблемы по мировоззренческому аспекту хөөмея, где постаралась дать ответы на следующие вопросы:
Почему именно тувинский хоомей надо признать феноменальным явлением?
В чем отличие исполнения тувинских хоомейжи от хакасских, алтайских, башкирских, монгольских и т.д.?
Каким образом можно дать научное обоснование уникальности хоомея?
Каким способом можно закрепить за тувинским хоомеем приоритетный статус?
Валентина Юрьевна, как крупнейший специалист по изучению музыкальной культуры и наследия тувинцев посвятила свои научные изыскания хөөмею. Во время работы VII симпозиума она выступила с докладом на тему: «Научные исследования по тувинскому хөөмею». В своей статье она проделала научный анализ работ различных авторов. Интересным является то, что в ходе разработки своей статьи, В.Ю. Сузукей впервые ввела в научный оборот новый термин «хөөмееведение».
В работе Круглого стола из ТИГПИ приняла участие заведующая отделом сопровождения губернаторских проектов и научной информации У.П. Бичелдей. Она ознакомила участников стола со следующими историческими фактами, имеющими отношение к исследованию и развитию хөөмея в Туве.
По ее убеждению, впервые, феномен хөөмея с научной точки зрения начали изучать, ни где-нибудь, а именно в ТНИИЯЛИ (ныне ТИГПИ).
С конца 1970-ых и начала 1980-х гг. научные сотрудники тувинского института под руководством доктора исторических наук, директора ТНИИЯЛИ Ю.Л. Аранчына занялись тщательным сбором материалов по музыкальной культуре тувинцев, (наряду с фольклорным, и полевым материалом) где большое место отводилось сведениям по хөөмею. Руководство института ежегодно организовывало научные экспедиции или одиночные поездки в населенные пункты республики, с целью записи исполнения горлового пения представителями разных родоплеменных групп тувинцев. ТНИИЯЛевцы записывали не только стили исполнения хөөмея, но и занимались собиранием всего того, что имело прямое отношение к этому прекрасному виду искусства: записывали мелодии и тексты народных песен, частушек, сказки, легенды, мифы и т.д. Весь этот богатейший материал, который можно определить, как золотой запас нематериального культурного наследия тувинского народа, собранный З.К. Кыргыс и другими учеными-тувиноведами, ныне сосредоточен и бережно хранится в научном архиве ТИГПИ.
В настоящее время тувинский хөөмей имеет в мире огромную популярность. Без всякого сомнения, в этом есть огромная заслуга ученых и исследователей, выходцев из ТНИИЯЛИ, одной из которых является З.К. Кыргыс. В связи с этим, необходимо отметить, что почти все фольклорные музыкальные группы Тувы, как прошлых лет, так и современности, неизменно обращались в фонды ТНИИЯЛИ-ТИГИ-ТИГПИ и черпали здесь богатейший материал для обогащения своих знаний в области музыки, так и для распространения и популяризации хөөмея среди других народов и стран мира. Даже вопрос о создании первого фольклорного ансамбля «Тыва» решался в ТНИИЯЛИ под руководством З.К. Кыргыс при поддержке директора института Ю.Л. Аранчына, о чем исследовательница хөөмея поведала присутствующим во время работы Круглого стола.
О том, что непосредственно ученые и исследователи ТНИИЯЛИ стояли у истоков научного изучения феномена хөөмея и тем самым внесли огромный вклад в дело сохранения хөөмея, свидетельствуют их следующие научные изыскания:
Аранчын Ю.Л. Предисловие // Мелодии хөөмея. – Кызыл, 1994. – С. 6-12.
Кыргыс З.К. Тыва улустуң кожамыктары (Тувинские народные частушки). – Кызыл, 1975.
Кыргыс З.К. Песенная культура тувинского народа. – Кызыл, 1992.
Кыргыс З.К. Хөөмей – памятник самобытной культуры тувинского и других народов Азии // Материалы I Международного симпозиума «Хөөмей – 92». – Кызыл, 1994.
Кыргыс З.К. Тувинское горловое пение: Этномузыковедческое исследование. – Новосибирск, 2002.
Кырыгс З.К. Происхождение стиля хөөмей // Тезисы научных докладов IV Международного этномузыковедческого симпозиума «Хөөмей (горловое пение) – феномен культуры народов Центральной Азии». – Кызыл, 2003. – С. 4-5.
Кыргыс З.К. Сохранение культурного наследия народов Центральной Азии // Научные доклады Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» (22-24 июня 2018, Кызыл). – С.3-10.
Сузукей В.Ю. Бурдонно-обертоновая основа традиционного инструментального музицирования тувинцев. – Кызыл, 1993.
Сузукей В.Ю. К вопросу о специфике бурдонно-обертонового музицирования тувинцев Мелодии хөөмея: Материалы I Международного симпозиума «Хөөмей-92». – Кызыл, 1994. – С. 42-53.
Сузукей В.Ю. Хөөмей в контексте современности // Тезисы научных докладов IV Международного этномузыковедческого симпозиума «Хөөмей (горловое пение) – феномен культуры народов Центральной Азии». – Кызыл, 2003. – С. 10-14.
Сузукей В.Ю. Конфигурация развития музыкальной культуры Тувы. – Кемерово, 2006. (См. страницы 97-104. Здесь раздел 1.5 первой главы данной книги посвящен пяти стилям горлового пения тувинцев: хмею, сыгыт, каргыраа, эзегилээр, борбанадыр).
Сузукей В.Ю. Искусством хөөмея своего раскрою душу свою. Жизнь и творчество Народного Хөөмейжи Республики Тыва Конгар-оола Ондара. – Кызыл, 2011. На 197 странице этой книги имеется материал вместо послесловия под названием «Хөөмей и современность».
Бичелдей К.А. Акустический и артикуляционный аспекты хөөмея и фарингализации гласных в тувинском языке // Материалы I Международного симпозиума «Хөөмей-92». – Кызыл, 1994. – С 38-42.
Будегечиева Т.Б. Горловое пение в системе народной культуры тувинцев // Мелодии хөөмея: Материалы I Международного симпозиума «Хөөмей-92». – Кызыл, 1994. – С. 32-33.
Татаринцев Б.И. Тувинское горловое пение. Проблемы происхождения. – Кызыл, 1998.
Татаринцев Б.И. О структуре и происхождении слов, обозначающих стили хөөмея в тувинском и других тюркских языках. Мелодии хөөмея: Материалы I Международного симпозиума «Хөөмей-92». – Кызыл, 1994. – С. 20-26.
Орус-оол С.М. Горловое пение в фонограммархиве ТИГИ // Тезисы научных докладов IV Международного этномузыковедческого симпозиума «Хөөмей (горловое пение) – феномен культуры народов Центральной Азии». – Кызыл, 2003. – С. 5-10.
Самдан З.Б. Хөөмей в фольклоре тувинцев // Мелодии хөөмея: Материалы I Международного симпозиума «Хөөмей-92». – Кызыл, 1994. – С.82-88.
Самдан З.Б. Эстетический идеал тувинца, выраженный в искусстве хөөмея // Материалы Международного симпозиума «Хөөмей – 95». – Кызыл, 1995. – С 5-8.
Самдан З.Б. Эстетический идеал тувинца, выраженный в искусстве хөөмея. – Тувинская правда. – 1997. – 27 июня.
Самдан З.Б. Хөөмей в научном освещении // Тувинская правда. – 2003. – 28 июня.
Выступая на Круглом столе симпозиума, У.П. Бичелдей озвучила интересную мысль. Она предложила в дальнейшем уделять больше внимания изучению мировозренческой основы хөөмея, как активно-динамической формы медитации тэнгрианской религии. Она подчеркнула, что на данном этапе Китай и Монголия на эту особенность хөөмея пока не обращают внимания. Основываясь на это, можно приложить все усилия по закреплению первенства за тувинцами Республики Тыва и заняться поиском всевозможных путей для включения тувинского хөөмея в список шедевров всемирного наследия под иным названием, отличным от китайского варианта.
В конце своего выступления она обратила внимание на то, что изучением феномена хөөмея в основной массе ученых занимались и продолжают заниматься только женщины-исследовательницы. В связи с этим, ученым добившимся в этом направлении больших успехов, есть над чем поработать. Например, приложить усилия по воспитанию молодых исследователей в данной области, особенно из числа мужчин.
На VII Международном симпозиуме отрадно и ново было то, что среди выступающих с докладами, были имена таких известных исполнителей хөөмея и непосредственные носители этого уникального явления – Андрей Монгуш и Игорь Кошкендей.
Историческая хронология по развитию хөөмея:
– Помимо записей граммпластинок 1934 г. хөөмей в первые годы советского строительства широко не «рекламировался».
– Официально сыгыт был исполнен актером М. Дакпаем в роли главного героя Седипа в 1946-1947 гг. со сцены тувинского театра в пьесе «Хайыраан бот» В. Кок-оола.
– В 1954 г. самодеятельные артисты Тувы показали искусство хөөмея на Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности в Москве. Наибольший интерес у публики вызвало выступление исполнителя горлового пения М. Дакпая.
– В 1957 г. на VI Всемирном фестивале молодежи М. Дакпай был награжден золотой медалью.
– Это были первые сценические «выходы» хөөмея перед широкой публикой в «живом» исполнении за пределами Тувы.
– В 1974 г. в г.Будапешт Венгрии на Международном конкурсе исполнителей Сергей Куулар удостоился Гран-при «Золотого павлина».
– К концу 1960-ых годов в Дзун-Хемчикском, Барыын-Хемчикском и Өвүрском районах Тувы начали создаваться ансамбли хөөмея.
– В 1976 г. был основан фольклорно-этнографический ансамбль «Сыгырга». Вслед за этим, во всех районах республики один за другим начали создаваться фольклорные ансамбли.
– В 80-ых годах XX века проводится большая работа по организации кружков горлового пения, создание фольклорных ансамблей, активное проведение фестивалей и смотров, выступления по радио и телевидению. Участие выдающихся исполнителей в фестивалях разного уровня, сделали искусство хөөмея известным далеко за пределами Тувы.
– Начиная с 1980-ых годов помимо «Сыгырга» в Туве появились такие самобытные и интересные коллективы, как «Буланныгның эдискизи «Кара дуруйа» (Өвүр), детский ансамбль «Сарадак» (Сүт-Хөл), «Амырга» (Барыын-Хемчик), «Амырак (Улуг-Хем), «Мөңгүлектиң сыры» (Бай-Тайга), и т.д.
– Среди всех коллективов особого внимания заслуживает ансамбль «Тыва», созданный в Кызыле в 1989 г. под руководством музыковеда, кандидата искусствоведения З.К. Кыргыс. Художественным руководителем ансамбля стал один из выдающихся исполнителей тувинского горлового пения Геннадий Тумат. В состав ансамбля вошли самые талантливые исполнители второго поколения: Кайгал-оол Ховалыг, Ондар Конгар-оол, Борис Херлии, Иван Сарыглар, Сергей Ондар, Анатолий Куулар, Алим Кунчун, Радомир Монгуш и др.
– В июне 1992 г. состоялся первый в Туве Международный симпозиум «Хөөмей – культурный феномен народов Центральной Азии».
– Первый Международный симпозиум принял Решение о создании в Туве Международного научного центра «Хөөмей». Президентом, которого стала кандидат искусствоведения З.К. Кыргыс, которая впоследствии защитила докторскую диссертацию на тему хөөмея.
– В 1995 г. Международный научный центр «Хөөмей» успешно организовал и провел II Международный симпозиум и фестиваль «Хөөмей».
– В 1998 г. был проведен III Международный симпозиум и аналогичный фестиваль.
– В 2003 г. был проведен IV Международный симпозиум и аналогичный фестиваль.
– Затем Международным научным центром также были организованы и проведены очередные V и VI симпозиумы.
– Международным центром «Хөөмей» за это время было издано множество научных работ, один из которых сборник статей самих исполнителей хөөмея на тувинском языке «Хөөмейжиниң бодалдары» («Размышления хоомеиста») (Кызыл, 1998). Была издана первая научная монография З.К. Кыргыс «Горловое пение тувинцев» (Новосибирск, 2002).
– Первая попытка дать официальное государственное образование исполнителям хөөмея была предпринята в рамках Кызылского училища искусств имени А.Б. Чыргал-оола. Для этого дела администрацией училища был приглашен один из старейших исполнителей хөөмея, «Народный хөөмейжи Республики Тыва» Хунаштаар-оол Ооржак.
– Впоследствии были открыты классы по обучению хөөмею в музыкальных школах нескольких кожуунов республики.
– В Республиканской общеобразовательной музыкально-художественной школе имени Р. Кенденбиля усилиями Конгар-оола Ондара был открыт класс «Хөөмейниң өргээзи». На основе этого был создан ансамбль «Алаш».
-В настоящее время развитием исполнения хөөмея в Республике Тыва активно занимаются в Центре развития тувинской традиционной культуры и ремесел (далее – Центр).
– В 2014 г. по инициативе Главы Республики Тыва Ш.В. Кара-оола Центром был разработан проект международного фестиваля «Көшкүн хөөмей».
– В 2015 г. был проведен первый фестиваль «Хөөмей в центре Азии», организованный Центром развития тувинской традиционной культуры и ремесел. А также совместно с ОО «Союз исполнителей горлового пения хөөмей» провел республиканский конкурс детских исполнителей хөөмея «Сарадак».
– В 2017 г. Центром был проведен второй фестиваль «Хөөмей в центре Азии».
– В 2013 г. в Центре был проведен Форум исполнителей хөөмея, на котором были учреждены кожуунные Союзы хөөмейжи.
– В 2014 г. в с. Хандагайты состоялся II Форум хөөмейжи. На данном Форуме был разработан проект символики Союза тувинского хөөмея, а также обсуждались вопросы по упорядочиванию терминологии понятий хөөмея и предложения по разработке 6-ти ступенчатой градации почетных званий, предполагаемых присваивать исполнителям хөөмея такие звания как: «Хөөмейниң эдискизи», «Хөөмейниң сыгыргазы», «Кожууннуң алдарлыг хөөмейжизи», «Тыва Республиканың алдарлыг хөөмейжизи», «Тыва улустуң алдарлыг хөөмейжизи», «Тыва Республиканың хүндүлүг хөомейжизи».
(Материал для данной хронологии автором статьи был заимствован из работы В.Ю. Сузукей «Конфигурация развития музыкальной культуры Тувы»).
Все эти перечисленные в хронологии мероприятия были направлены, прежде всего, на сохранение и дальнейшее развитие хөөмея, как истинного феномена тувинской традиционной культуры, а также на закрепление за тувинским народом первенства в мастерстве исполнения этого вида искусства.
В завершении данного материала, по согласованию с З.Б. Самдан и В.Ю. Сузукей читателям сайта нашего института предлагаем ознакомиться с их научными статьями, которые были представлены на VII симпозиуме хөөмея.
Шой-Сюрюн Т.М.,
специалист ТИГПИ