Пленарные доклады «Сакральные аспекты традиционной тувинской одежды» Донгак Светланы Чондан-ооловны, кандидата исторических наук, зав. сектором этнографии, «Тувинский костюм в коллекциях Феликса Кона (1902-1903 гг.) и сто лет спустя.
Культурологический аспект» Кужугет Айланы Калиновны, доктора культурологии, зав. сектором культуры, «Традиционный тувинский костюм: генезис и разновидности» Ховалыг Роланды Биче-ооловны, зам. директора по научно-фондовой работе национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва вызвали большой интерес слушателей.
Неподдельный интерес у слушателей вызвало выступление А.К. Кужугет о том, что народный костюм отражает базовые черты характера этноса, сформировавшиеся с течение веков в определенных климатических и географических условиях. Меняется время, меняются приоритеты, мода, стилевые и цветовые требования к костюму, однако, все народы, стремящиеся сохранить свой этнос, свято чтут традиции изготовления своего костюма, как один из важных символов национальной идентичности. Одной из наиболее сложных проблем в современном тувиноведении является неизученность тувинского традиционного костюма. Утраченную традицию изготовления национальной одежды могут помочь восстановить снимки одежды, которую приобрел для музеев Петербурга, Иркутска и Минусинска Феликс Кон. Халаты, шапки и сапоги снимались и изнутри, и фрагментами специально для современных мастеров. Многое в традиционной одежде раскрывают снимки. На них хорошо видна одежда тувинцев начала XX века. Около ста фотографий было уже опубликовано в книге Иннокентия Сафьянова «Тува в прошлом», другая их часть будет издана в книге «Тувинские коллекции Ф. Кона». Поскольку снимки черно-белые, не ясна символика цвета одежды. Женские халаты чаще всего шились из темно-синего, темно-красного хлопка, без рисунка. Украшением костюма были тонкие полоски тесьмы контрастного цвета, вставки на вороте и груди из черного плюша или плиса. Основные особенности традиционного тувинского костюма – удобство одежды, практичность, сдержанность в украшениях, соблюдение чувства меры. В настоящее время четкие критерии и правила пошива тувинского костюма почти утрачены, из-за политики властей в период строительства социализма по запрету ношения национальной одежды. В связи с этим предстоит большая работа научных сотрудников и мастеров по их восстановлению.
В 2014 году по гранту РГО Кужугет А.К. с коллегами побывали в Улуг-Хемском, Дзун-Хемчикском и Барун-Хемчикском кожуунах с целью поиска мастеров пошива традиционной одежды. Их осталось мало, в основном – это пожилые женщины. Лучшая из них – Донгак Кара-кыс Конгаровна, 1945 года рождения, проживает в сумоне с. Эрги-Барлык Барун- Хемчикского кожууна. Айлана Калиновна далее остановилась на одежде мужчин, которая по ее мнению, стала напоминать нарядные новогодние елки. В то время, как в традиционной мужской одежде не должно быть блеска. она обратила также внимание присутствовавших на головные уборы женщин, которые традиционно имели определённые ограничения по высоте и должны быть ниже мужских головных уборов, зрительно выделявших Главу и символизировавших крепость тувинской семьи.
Участники конференции получили прекрасную возможность полемики и представления результатов своих научных исследований, видения своих новых практических идей.
Чадамба Лариса Дадар-ооловна, кандидат исторических наук, зав. сектором археологии рассказала об истории исследований костюма по данным археологии, которые представляют собой наиболее надежный, в то же время редкий вид источников. Наскальные сцены, начиная с эпохи бронзы, включают изображения женщин, вовлеченных в ритуальную сферу. Это видно из рисунков Бижиктиг-Хая на Хемчике. В сценах эпохи средневековья костюм редко изображался в деталях. Для этой эпохи наиболее характерно изображение причёски и головного убора женщины, подчёркивающие статус и общественное положение знатных особ. Более детально одежда, украшения и обувь отражаются в национальных рисунках, которые позволяют судить о сложном крое одежды, орнаменте, типах головных уборов, причёсках и обуви (кожаные сапоги, полусапожки на мягкой подошве, каблуках,). Реально сохранившейся старинной тувинской одежды и сведения о прическах мало, поэтому наскальные изображения 18 начала 20 веков приобретают характер первоисточников. Рисунки традиционных костюмов на скалах Тувы были найдены Саяно-Тувинской экспедицией. Рисунки, выполненные в тончайшей резной технике графитти, были открыты на правобережье и левобережье Улуг-Хема в Саянской трубе и в местности Ортаа-Саргол. Изображения одежды на Орта-Сарголе Дэвлет считает моделями национальной тувинской одежды. Косы женщин представлены поднятыми вверх, в таком положении они в реальности не могут находиться. Но так легче изобразить их на плоскости скалы. Прически, в основном с разнообразными косами, со сложными высокими головными уборами. Представленная на скалах Саянского каньона одежда имеет ярко выраженные этнографические черты: фигурная пола, стоячий воротник, различные подвески на поясе. У некоторых фигур подол одежды украшает орнамент в виде косой сетки.
Изображения традиционной одежды, нарисованные красной охрой, были обнаружены в горах Ийи-Тала на правом берегу Улуг-Хема в 1995 г.
На Чайлаг-Хеме обнаружены плоскости с изображениями тувинских сапог.
Данные изображения ценны тем, что в свете отсутствия достаточных сведений о национальной одежде тувинцев, наскальные изображения приобретают характер первоисточника.
О результатах исследований курганного могильника Ээрбек-10, проведенных в рамках аварийно-спасательных раскопок в 2011 году, по трассе железной дороги Кызыл-Курагино в 500 м к северо-востоку от сумона Ээрбек Кызылского района, позволивших установить атрибуты тувинского костюма, участникам конференции доложил Тулуш Демир Константинович, научный сотрудник сектора археологии. Раскопки показали, что основная часть могильника относится к эпохе поздней бронзы (монгун-тайгинская культура) и датируется II тыс. лет до н.э. Часть курганов датируется IX-XI вв. – периодом Кыргызского каганата.
В ходе раскопок кургана 1 в 2012 году, в верхнем слое могильного холма было выявлено впускное этнографическое захоронение. Здесь была захоронена пожилая женщина возраста не менее 45-50 лет, с двумя лошадьми и большим количеством сопроводительного инвентаря, в том числе ножи, ножницы, шило, котел, ковш, чашка, курительная трубка, а также элементы богато украшенной одежды. Находки датированы XVIII-XIX вв. Хорошая сохранность погребения позволила выявить значительное количество элементов традиционной тувинской одежды.
Научные исследования таких погребений позволяют получить дополнительные знания по атрибутике традиционного женского костюма тувинцев XVIII-XIX вв. В частности, отсутствие фрагментов тканей свидетельствуют о том, что в одежде женщин не использовались шелковые ткани, степень сохранности которых всегда выше. Большое число бронзовых накладок на поясе свидетельствует о частичном сохранении тюркской традиции наборных поясов. Детальное изучение находок дает возможность восстановить один из важнейших элементов женского костюма – накосное украшение из бисера и бронзовых подвесок различной формы.
Кунгаа Маргарита Базыр-ооловна, кандидат педагогических наук, зав. сектором фольклора на тувинском языке рассказала о символико-смысловом содержании костюмного кода в фольклорных текстах. Она отметила, что в фольклоре тувинцев содержится огромный информативный материал о различных предметах материальной культуры, в том числе одежды, её видов и форм. На примере разных фольклорных текстов, а также выдержек из них можно выявить сакрально-обрядовую функцию одежды. В связи, с чем возрастает ценность и значимость фольклорных произведений в изучении и сохранении основного ядра тувинской национальной одежды.
Ондар Менги Васильевна, научный сотрудник сектора фольклора в своем выступлении остановилась на эпитетах в описании одежды героя-богатыря в тувинских героических сказаниях. В век компьютеризации, глобализации, прогрессирующей цивилизации устное народное творчество выступает как «квинтэссенция древнейшего опыта жизни людей». Докладчик использовала выдержки из работ известных ученых, в частности, С.М. Орус-оол о том, что «тувинский народ создал богатый фольклор, в котором героический эпос занимает особое место. Эпос принадлежит к числу важнейших историко-культурных факторов, благодаря которым тувинский народ сохранил свое самоназвание, самобытную этническую культуру, язык, образ жизни, традиционные нравственные принципы и обычаи».
При описании одежды героя-богатыря сказитель прибегает к сложным эпитетам. Первая часть этих распространённых, сложных по структуре эпитетов обязательно указывает на цвет, а остальная часть на материал. Цветовой эпитет кара – черныйиспользуется для описания всей одежды, от шапки богатыря до сапогов. Кара киш кежи бөрт / черная соболья шапка, кара торгу тон / черный шелковый халат, кара саар идик / черные юфтевые сапоги являются лучшей одеждой героя-богатыря. Эпитет кара киш кежи также является средством выражения материального уровня героя. Черный цвет показывает величие, могущество народа
В героическом эпосе «Алдай-Буучу», записанном Төгүй-оолом Александром Сыргат-ооловичем в 1940 годах от сказителя по имени Бүлүк Чымба Хертекович, используется эпитет белый в описании пояса героя «ак дордум кур / белый пояс из простого шелка».
В мировоззрении тувинского народа белый цвет играет особую роль, данный цвет считается священным. Мужской пояс в традиционной одежде выполняет не только определенную функцию, но и имеет некий сакральный смысл. Поэтому в данном случае сказитель использовал эпитет «белый», выражающий наряду с признаками священности, возвышенности также имеет магический характер.
Таким образом, эпитеты играют важнейшую роль в выявлении особенностей народа, в том числе психологических, историко-этнографических, мировоззренческих.
С психологической точки зрения, по эпитету можно установить, что тувинцы с давних времен для одежды выбирали спокойные тона, через которые выражаются такие качества в характере народа, как скромность, уравновешенность, стойкость, спокойствие и сила. Через традиционную одежду, при описании которой используется постоянные эпитеты типа ак, кара, сарыг, кѳк, кызыл и др. тувинскими сказителями, выражается национальное сознание, народный менталитет, эстетические вкусы, мировоззрение тувинцев. Поэтому при выборе цвета к традиционной одежде следует учитывать значения, по которым можно узнать те или иные качества носителя одежды.
Исследования историко-этнографического аспекта тувинского фольклора, проведенные Г.Н. Курбатским, показали трепетное отношение тувинцев к своей одежде: «хорошие одежда и обувь возвышали арата в собственных глазах: в них ему «ни за что не хочется споткнуться о дерево», «ни за что не хочется умереть». С давних времен тувинцы ценят шелк. Во время свадебного обряда, родители жениха дарили родителям невесты шелковые ткани. Шелк завозился китайскими купцами, за который тувинцы рассчитывались крупным рогатым скотом. Поэтому одежда, сшитая из натурального шелка, считалась самой дорогой. В основном ее носили богатые люди.
Таким образом, через эпитеты произведений тувинского фольклора, народ выражает свой национальный менталитет, свои специфические особенности.
Н. К.-К. Ховалыг,
в.н.с. отдела маркетинга и коммуникаций