Мы в социальных сетях:
Мы в социальных сетях:

Участие научных сотрудников ТИГПИ в работе научно-практического семинара «Духовно-нравственное воспитание учащихся», состоявшемся в МОУ СОШ Сукпакская Кызылского кожууна

13 апреля на базе Сукпакской средней школы состоялся семинар «Духовно-нравственное воспитание учащихся», организованный администрацией и учительским составом данной школы.

Данный семинар является одним из мероприятий Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований (далее – ТИГПИ) Республики Тыва в рамках исполнения прикладных функций своей деятельности. Семинар  проводился согласно планов о совместной работе по профилактике социальных проблем с администрацией и Хуралом представителей Кызылского кожууна.

Семинар начался с чтения педагогической притчи Шалвы Амонашвили «Книга Жизни в Храме Знаний», где рассказывается о важности приумножения и развития полученных знаний и необходимости стремления к новым знаниям, с целью усовершенствования человека, его души, а также  улучшения жизни общества, страны.

 В этот раз перед участниками семинара выступили с лекциями по тематике обсуждаемого вопроса – заведующая отделом международных, межрегиональных связей и маркетинга ТИГПИ У.П. Бичелдей, заведующая научной библиотекой Н.М. Очур и библиотекарь Ч.Ч. Норбу.  

У.П. Бичелдей участникам семинара коротко рассказала об истории развития гуманитарной науки в Туве и ознакомила с деятельностью научного коллектива ТИГПИ. Она отметила, что ученые и исследователи института  приоритетом своей деятельности считают и живое общение со школьными учителями и учащимися, во время которого происходит активное обсуждение насущных проблем, происходящих в жизни тувинского общества. Во время подобных взаимодействий с разными слоями населения республики,  нередко, совместными усилиями находят пути решения тех или иных проблем, или занимаются поиском ответов на далеко не простые вопросы жизни народа.  

Ульяна Павловна подчеркнула, что руководство и научный коллектив института, помимо своей основной деятельности по разработке фундаментальных научно-исследовательских проектов, активно занимаются  просветительством и ведут целенаправленную  работу по  профилактике социальных проблем. 

У.П. Бичелдей подчеркнула о важности  вопроса духовно-нравственного воспитания детей, вынесенного на повестку дня сегодняшнего семинара. Данная проблема, особенно, в настоящее время становится   ключевым для каждого родителя, общества и республики в целом.   Проблема  нравственного воспитания остро стоит и перед современным тувинским  молодым поколением. Причинами такого положения, на ее взгляд, явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для тувинской молодежи, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в тувинском обществе, отсутствие системной и целенаправленной работы по организации культурного досуга детей и молодежи, как в школах, так и в муниципальных образованиях республики. Эти проблемы нельзя считать характерными только для нашей республики. Такая тенденция, имеет место быть, как в России в целом, так и во всем мире.

 У.П. Бичелдей подчеркнула, что главной целью педагогической деятельности школьных учителей в условиях глубокого социокультурного кризиса, сопровождающегося пропагандой насилия и распространением информации, разрушающей психику детей должна стать обучение и воспитание духовно богатой, творчески мыслящей, ответственной личности на основе,   как буддийско-тэнгрианской, так и христианско-православной культур.

В сегодняшнее время,  когда нравственные ориентиры размыты, легче всего обвинять подрастающее поколение в бездуховности, необразованности. Вместо обвинений, необходимо организовать работу по решению задач, связанных с формированием устойчивых нравственных качеств учащихся. При этом важно осознавать, что актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное тувинское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой, к чему должен стремиться каждый учитель в каждой отдельно взятой школе республики.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, обладающего такими качествами, которые бы определялись его повседневным поведением, в его отношении к другим людям, основанном на уважении и доброжелательности.  Жизнь показывает, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием.   Духовно-нравственное воспитание, в условиях современной школы, по мнению Ульяны Павловны, должно складываться с таких базовых понятий, определяющих суть обсуждаемой проблемы, как культура, религия, духовность и нравственность.   

Опираясь на философские основы учений трех мировых религий,  а также тэнгрианства, свое выступление Ульяна Павловна подытожила мыслями о понятии, заключающем в себе смысл ценности человеческой жизни в духовной культуре тувинцев. Она подчеркнула, что важным моментом духовно-нравственного воспитания учащихся, особенно в нынешнее время, когда дети часто оказываются подверженными к суицидальному настроению,  может явится  привитие детям знаний и навыков по бережному отношению к  собственной жизни, однажды подаренной родителями. Также через понимание этого можно добиваться уважительного и бережного отношения к  жизни, физическому здоровью другого человека. При таком воспитательном подходе,  у учащихся с детства может сформироваться устойчивая, можно сказать, боязнь, нанесения физического вреда другому человеку, окружающим его людям, живым существам и самому себе.   

Завершая выступление, У.П. Бичелдей высказала учителям пожелание в достижении победы в совместных с родителями  усилиях по воспитанию в детях чувства, что человек должен относиться к другому человеку так, как он хотел бы, чтобы другие относились к нему самому,  а также, как в притче Ш. Амонашвили, в успешном претворении в жизнь новых знаний, чтобы жизнь детей становилась краше, радостнее, умнее и светлее.

Библиотекарь ТИГПИ Ч.Ч. Норбу участникам семинара представила лекцию  на тему «О вреде алкоголя». 

Одним из главных причин, совершаемых преступлений на территории нашей республики является алкоголь. Основываясь на научные разработки ученых и специалистов, приведя примеры из художественных произведений тувинских писателей и используя изречения известных людей, Чечена Чаш-ооловна перед участниками семинара привела веские доказательства о вреде алкоголя на здоровье человека. В частности она процитировала слова и высказывания древнего ученого Гиппократа, великого русского химика Д.И. Менделеева, известного российского и дагестанского поэта и писателя Р. Гамзатова, тувинского исследователя Ч.М. Доржу, поэта и прозаика С. Молдурга и др.

Выступление Ч.Ч. Норбу вызвал живой отклик у слушателей. В конце  своего выступления Чечена Чаш-ооловна обратила внимание участников семинара на то, что   посредством таких пропагандистских выступлений, с использованием видеороликов, стихов, произведений, высказываний известных и великих людей, сказок, притч, религиозных наставлений у  учителей появится возможность оказать воздействие на умы учащихся и воспитать в них устойчивое неприязненное отношение, к такой пагубной привычке, как распитие спиртных напитков.

Н.М. Очур выступила  с лекцией «Роль традиционных игр тувинцев в духовно-нравственном формировании семейных отношений».  В своем выступлении она подчеркнула о большом воспитательном и обучающем значении  детских игр народов мира, в том числе  и тувинских народных игр. Перечислила их виды и продемонстрировала некоторые игры посредством видеоматериала.

Надежда Маадыр-ооловна, рассказав о развивающих и воспитательных функциях разнообразных детских игр тувинцев, остановила внимание на сюжетно-ролевых особенностях игры  «Сайзанак», в которой запечатлены сцены из жизни  кочевников. 

Во время процесса игры в «Сайзанак»,  у детей формируется понимание, что семья обязательно должна быть полной и состоит она, в первую очередь, из предков – бабушек и дедушек, затем отца и матери, братьев и сестер, дядьев и теть со всеми их детьми, племянниками и т.д., к которым добавляются и все остальные многочисленные  близкие и дальние родственники. Такая постановка сценария игры зарождает у ребенка чувство защищенности, приобщает его к коллективному сознанию, прививает привычку нести ответственность за близких, быть полезным для  других членов общества, заботиться о старших, печься о младших. У детей, играющих в «Сайзанак», появляется прекрасная возможность  сыграть роль того или иного члена семьи, что они делают с большим удовольствием и со всей ответственностью.  В данной игре ребенок, как в зеркале, будет повторять все, что происходит в  ежедневной жизни своей семьи, и причем,   в большей части – правдиво. Поэтому  взрослые люди должны понимать, как важно, чтобы в их реальной семейной действительности были исключительно позитивные и уважительные  отношения между разными членами и поколениями семьи.    Играя в «Сайзанак», дети учатся выстраивать правильную модель поведения по отношению к другим членам собственной семьи, а затем  и общества. В игре «Сайзанак», неизменно, большое место отводится к труду, что позволяет воспитывать в детях ответственное отношение к порученному им делу.

Кроме этого, Н.М. Очур поделилась опытом проведения научно-практического семинара «Салгал дамчаан оюнувус, чараш даштыг сайзанаавыс», проведённого в 2016 г. в  с. Ээрбек  Кызылского кожууна. Тем самым, внесла предложение учителям, чтобы они во время летних каникул в пришкольном лагере организовали  тувинские игры с целью использования их в качестве материала  при проведении нравственного воспитания учащихся.

Отрадно, что после лекций и демонстрации видеороликов научных сотрудников ТИГПИ, учителя школы загорелись желанием провести ряд  мероприятий, с использованием тувинских детских игр. В частности, завуч по воспитательной работе Ч.С. Биче-оол тут же включила в план работы школы проведение конкурса между классами по игре «Сайзанак».

 Семинар завершился преподнесением в библиотеку школы 44 книг по истории, языку, фольклору, литературе и культуре Тувы,  в качестве дара от имени научного коллектива, администрации и директора института М.М.-Б. Харуновой.

 Таким образом, школьная библиотека сумона Сукпак пополнилась  научными изданиями, выпущенными исследователями ТИГПИ в разные годы.

 

Заведующая научной библиотекой

Н.М. Очур

Библиотекарь

                                                                          Ч.Ч. Норбу

 

Приложение:  Книга жизни в Храме Знаний

(притча от Шалвы Амонашвили)

Была у людей дарованная Богом Книга Жизни — Голубиная Книга. Она покоилась в Храме Знаний. Книга была чудотворная: каждый день в полночь в ней появлялась новая страница, на которой были записаны новые знания.

И был у людей Мудрец, которому были доверены Храм и Книга. С наступлением полуночи он с трепетом ждал мгновения, когда из ниоткуда возникала новая страница. Потом до восхода Солнца с упоением изучал новые знания. А с восходом Солнца выходил на площадь и сообщал о них народу — и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам, всем, всем, всем.

Люди, воодушевлённые Мудрецом, в тот же день претворяли в жизнь новые знания, и жизнь их становилась краше, радостнее, умнее и светлее. Это движение к Свету называли они эволюцией.

Творчество и устремлённость облагораживали каждого. Люди не забывали о Творце, восхваляли Его и были щедры и добры ко всем.

Но вот однажды, когда Мудрец молился у алтаря перед Книгой Жизни — Голубиной Книгой, и с трепетом ожидал появления новой страницы, откуда ни возьмись возник перед ним лукавый в облике ангела. И он сказал Мудрецу:

— От имени Бога запрещаю тебе впредь давать людям знания из новых страниц!

Он положил камень на только что появившуюся страницу. Мудрец обеспокоился.

— Что же тогда я буду говорить людям?!

Ответил лукавый в образе ангела:

— Говори только о знаниях, которые записаны на страницах, открывшихся до сегодняшнего дня!

— До каких пор так будет? — успел спросить Мудрец.

— Пока не будет снят запрет! — и лукавый исчез.

Опечалился Мудрец. Но подчинился запрету, ибо, как он поверил, запрет был от Бога.

Шло время, шли годы. Страниц под камнем стало во много раз больше, чем страниц, дозволенных для чтения. Мудрец, как прежде, встречал в полночь появление новой страницы. И страстное любопытство заставляло его отодвигать камень и постигать новые знания. Они были чудесными и восхитительными и могли бы продвинуть жизнь людей дальше. Потом опять клал камень на место, выходил с печальным лицом на площадь и нудно повторял людям старое.

Со временем, отдалившись от новых знаний, люди стали безликими. Жизнь для них помрачнела и погрустнела. Цветы, которые расцветали в их душах, увяли и покрылись зарослями. Сорняками покрылась и жизнь. Люди быстро начали стареть и рано умирать. И с детьми тоже происходило что-то неладное: они взрослели не как дети, а как старики, и были недоумками. Книга Жизни — Голубиная Книга, дарованная от Бога, была забыта. Было забыто и имя Бога.

И вот однажды, войдя в полночь в Храм Знаний, мудрец увидел у алтаря Книги Жизни маленького дряхлого мальчика. Сбросив камень с Книги, он с упоением и самозабвенно вчитывался в запретные страницы. В то время, как он читал, с него сходила преждевременная старость; дочитав только что появившуюся свежую страницу, перед Книгой Жизни — Голубиной Книгой — стоял двадцатилетний одухотворённый молодой человек. Он обернулся и увидел Мудреца, напуганного тем, что нарушен запрет.

— Мудрец, — сказал молодой человек, — я слушал тебя десять лет и, слушая, не рос, а старел. Для моего роста мне нужна была свежая пища для духа, а ты давал и мне и другим пищу негодную! Почему ты положил камень на эти чудесные страницы?

Мудрец опустил голову и виновато сказал:

— Не я положил камень, а посланник от Бога!.. Он запретил…

Но юноша не стерпел:

— Мудрец, Бог не мог такое допустить, ибо Сам подарил людям Книгу Жизни — Голубиную Книгу!.. Запрет этот от лукавого, и он в тебе самом!..

Юноша подошёл к Мудрецу, взглянул ему в глаза и сказал с мольбой и надеждой:

— Мудрец, народ страдает и гибнет, надо спешить… Ну как, пойдёшь со мной на площадь, чтобы объявить людям о новых знаниях, или ты будешь ждать снятия запрета?

 

 

Поделиться ссылкой: