С 27 по 28 сентября 2018 г. прошла V Международная научная конференция «Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий», посвященная 85-летию со дня рождения востоковеда, археолога, доктора исторических наук Виталия Епифановича Ларичева (1932-2014).
В пленарной части Валентина Николаевна Тугужекова, профессор, директор Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, выступила с докладом о биографии В.Е. Ларичева, который более 40 лет посвятил свою научную жизнь в изучении севера Хакассии, предгорьям Кузнецкого Алатау, и одним из его символов стали «Сундуки» на Белом Июсе.
Виталий Епифанович Ларичев родился 12 декабря 1932 в Волгоградской области. В 1955 году окончил Восточный факультет ЛГУ (кафедра истории стран Дальнего Востока), затем аспирантуру Ленинградского отделения Института истории материальной культуры. Работал в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР; в Отделе гуманитарных исследований Сибирского отделения АН СССР. C 1966 года заведовал сектором истории и археологии стран зарубежного Востока Института истории, филологии и философии СО АН СССР (позднее — Институт археологии и этнографии СО РАН). В 1971 защитил докторскую диссертацию и в 1992 г. стал членом РАЕН. Именно Хакассия сделала в судьбе научного поиска Виталия Епифановича новый поворот – началась его астроархеологическая эпопея. Он привлекал астрономов, геодезистов, математиков, открывая новые материальные памятники культуры.
На пленарной части заседания выступили ученики и соратники В.Е. Ларичева. Это Гиенко Елена Геннадьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры космической и физической геодезии Сибирского государственного университета геосистем и технологий с докладом «Астроархеологические исследования В.Е. Ларичева. Продолжение», Алкин Сергей Владимирович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) с докладом «Археологические маршруты В.Е. Ларичева в Забайкалье».
На секции «Астроархеология и древняя история» приняли участие иностранные гости из Китая, Японии – Кейта Мацумото, доктор наук Университета Кюсю и Такаши Осава, доктор наук, профессор Университета Осаки, из Франции – Жером Магай, доктор, руководитель археологической экспедиции Музея доисторической антропологии Княжества Монако, а также историки, археологи, философы из Государственного Эрмитажа, Амурского государственного университета, Красноярского государственного педагогического университета, Новосибирского национального исследовательского государственного университета.
На секции «Актуальные проблемы российского и зарубежного востоковедения» выступили иностранные гости из Индии и Монголии. Из Индии Варику Кулбхушан, профессор Университета Джавахарлал Неру, выступил с докладом «Хакассия и Индия: культурные связи», из Монголии Дамиран Оуюнгэрэл, научный сотрудник музея Увс аймака, выступила с докладом «Археологические памятники Монголии, охраняемые государством (на примере Увс аймака)», а также историки, искусствоведы, краеведы, филологи, социологи из Казанского (Приволожского) федерального университета, Кемеровского государственного университета, Республики Татарстан и Республики Тыва.
Из Тувы представлены доклады и выступления Тулуш Демира Константиновича, кандидата исторических наук, заместителя директора ТИГПИ «Влияние древнекитайских строительных сооружений на фортификацию бассейна Верхнего Енисея», Харуновой Марианны Монге-Байыровны, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника ТИКОПР СО РАН «Предпосылки зарождения денежного обмена в Туве (конец XIX– начало XXв)», Сумба Риты Петровны, научного сотрудника Национального музея Республики Тыва «Собрание коллекций тибетских рукописей и ксилографов из фонда Национального музея Республик Тыва», Аракчаа Таяна, доктор наук кафедры антропологии Университета Аляски Фэрбенкс «Взаимоотношения между человеком и собаками на примере тувинцев-тоджинцев», Тензин Чодураа Мочак-Хаевна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник ТИГПИ «Трансформация института семьи на востоке России (по результатам социологических исследований в Республике Тыва)».
Археологические и исторические данные позволяют раскрыть и понять корни, истоки, тайные послания человечества, и передать современным людям ценности, знания и память о сакральном. Сакральное сохраняется в семье, где в первую очередь передаются духовные, культурные, поколенческие традиции и обычаи, базирующиеся на социальных и психологических ценностях семьи и рода. Обращение к истории и современным проблемам раскрывает многие причины формирования трудностей, барьеров, преград в развитии отдельных обществ, потому что люди забывают об истории своего рода, о прародителях, и их традициях, об основах гармоничного развития.