Версия для слабовидящих

Выявление способных детей из семей, не имеющих родственников с высшим образованием, становится элементом государственной политики

В Министерстве образования и науки Республики Тыва 26 апреля 2018 года в состоялся семинар-совещание начальников управлений образованием администраций г. г. Кызыла, Ак-Довурака и  17 кожуунов, руководителей подведомственных институтов, а также начальников отделов министерства.

От Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований в семинаре -совещании приняли участие заместитель директора по науке Тулуш Демир Константинович, ведущий научный сотрудник Ховалыг Наталия Куске- Караевна и  научный сотрудник Айлана Витальевна Чалбак.

Открыла совещание заместитель министра образования и науки Республики Тыва Сайзана Сергеевна Товуу. В своем выступлении она подвела итоги работы управлений образованием администраций г. г. Кызыла, Ак-Довурака и  17 кожуунов, а также руководителей подведомственных институтов по реализации проекта Главы Республики Тыва «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием» за первый квартал 2018 года.

Заместитель министра отметила, что в 2018 году образовательные организации окончат 310 участников проекта. Из них 19 человек планируют поступать в образовательные организации среднего профессионального образования, остальные в высшие учебные заведения. 221 человек получили положительные оценки на пробных экзаменах по профильным предметам, в группе риска было 59 участников проекта. После индивидуальной и наставнической работы в группе риска остается 8 учащихся 11 классов, из них 5 человек в Кызылском, 3 в Тоджинском кожуунах.

Напомним, что приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от 2 апреля 2018 года № 434-д «Об организации работы по реализации регионального приоритетного проекта Главы Республики Тыва «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием» в 2018 году ответственным исполнителем и региональным координатором проекта назначен ГБНИ и ОУ «Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований».

Пунктом 3.2 указанного приказа директору института Донгаку Буяну Алексеевичу было поручено разработать методические рекомендации  по выявлению, развитию и сопровождению в общеобразовательных организациях муниципальных образований Республики Тыва  наиболее способных (одарённых) детей из семей, не имеющих родственников с высшим образованием, в трех поколениях», а также методические рекомендации по оказанию мер социальной поддержки участникам проекта Главы Республики Тыва.

         Проект методических рекомендаций по выявлению  и сопровождению наиболее способных детей из семей, не имеющих лиц с высшим образованием в трех поколениях (один авторский лист) разработан научным сотрудником отдела сопровождения губернаторских проектов Ховалыг Н.К.К..

Проект методических рекомендации по оказанию мер социальной поддержки участникам проекта Главы РТ разработан научным сотрудником

Айланой Витальевной Чалбак.

         Второй вопрос повестки семинара – совещания был посвящен рассмотрению и обсуждению рекомендаций, разработанных научными сотрудниками института. По этому вопросу с докладом выступил зам. директора Тулуш Демир Константинович, который кратко изложил суть разработанных рекомендаций и отметил, что экономика инноваций, основанная на мотивации и повсеместном внедрении технологических новшеств, а также курс который взят в Российской Федерации,  предъявляет качественно новые требования к человеческому капиталу. Формируются запросы на профессионалов с высокой способностью к обучению и восприимчивостью к новым знаниям в междисциплинарных сферах, умеющих оценивать риски и принимать решения в условиях высокой неопределенности. Особенно востребованными становятся личности, умеющие видеть, ставить и свободно решать возникающие перед обществом задачи. Максимально эффективное развитие и использование интеллектуально – творческих способностей ребенка, как ключевых факторов формирования человеческого капитала становится важнейшим элементом государственной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности. В указанном ключе разработаны и методические рекомендации, отметил он в своем выступлении.

В настоящее время педагоги, как правило, ориентированы на работу с детьми, имеющими интеллектуальные  и творческие способности с положительной мотивацией к учению и творчеству.

Однако, педагогам рекомендовано обратить внимание на детей не достигающих по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающих яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). Детей с высоким уровнем способностей, которым трудно найти себе друзей. Общаться со сверстниками им попросту неинтересно, и они ищут себе единомышленников не в среде близких по возрасту, а среди людей, близких по уровню интеллектуального развития – то есть среди взрослых. Простые игры ровесников не устраивают пытливый ум одарённых детей – им нужны игры более высокого уровня. Чтобы такой ребёнок не попал в изоляцию  и не испытал дефицит общения.

Одаренным и талантливым детям свойственносильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Не могут четко развести реальность и фантазию. У них хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, “подковырки”, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. Эти дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока “не по зубам”.  Для них, как правило – характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что взрослые  будут заниматься с ним с самого раннего возраста. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда.

В свете объявленного Президентом России Владимиром Владимировичем  Путиным о  проведении в стране Десятилетия детства успешная реализация в Республике Тыва  губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим  образованием»  становится еще более актуальной задачей.

Проект «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим  образованием» в виде подпрограммы Государственной программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014 -2020 годы», которая утвержден постановлением Правительства Республики Тыва  от 23 июня 2014 г. № 299.

Задачей программы является реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды для создания условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающего поколения в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культурного образа жизни.

В.н.с. отдела сопровождения губернаторских проектов и научной информации Н. Ховалыг

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply